Богословие: учение о Троице и Христология, Федоткин М.Г., интервью

Вместе со студентами мы изучаем предмет «Богословие». На этот раз мы рассматриваем темы о Троице и Христологию. Это важные темы, но они, к сожалению, менее понятны для членов церкви. Когда мы говорим о Троице, многие говорят, что верят в нее, но не понимают, что это за понятие и откуда оно появилось. На уроках мы рассматриваем причины появления учения о Троице и его историческое развитие. Мы задаемся вопросами, почему христианство не стало отстаивать монотеизм в том смысле, как его придерживаются, например, мусульмане или иудеи. Также мы отвечаем на вопрос, почему мы не верим в «Двоицу». Кроме того, мы рассматриваем историю этого догмата, развитие христианской мысли: как христиане от понимания, что хотя Бог и один по Своей природе пришли, но есть три личности в Троице. В конце курса я обычно задаю студентам вопрос: «Что члены церкви должны знать о трех личностях Троицы?» Обычно в церквях нет ясных представлений в этом вопросе, но существуют разные странные взгляды. И здесь нужно понимать, какие люди находятся в церкви, что они знают о Боге, что понимают, а что нет.

–              Какие ошибочные взгляды на Троицу существуют сейчас?

Есть несколько неверных представлений о Троице. Одно из них – представлять иерархию между тремя лицами Божества. При этом говорят, что Бог-Отец – самый главный, Бог-Сын подчинен Ему, а Бог-Дух также подчинён, и не только Отцу, но и Сыну. Другой взгляд – это представлять Бога и Троицу как театр одного актёра, играющего три разные роли. Этот взгляд приводит к неверному пониманию истории, когда говорят, что есть Эпоха Отца, затем следует Эпоха Сына, а потом Эпоха Духа. Такие представления – это отголоски ранних ересей, возникших в церкви. Ещё один неправильный подход к пониманию Троицы – это пытаться найти аналогии в окружающем мире. Здесь трех Лиц Бога сравнивают с тремя агрегатными состояниями воды: вода, лёд и пар. Или же есть сравнения с треугольником, или с рекой, где есть  исток, русло и устье, или с деревом: корень, ствол, ветки. Проблема в том, что подобными аналогиями осуществляется попытка описать Бога чем-то знакомым человеку. Но если мы говорим о Боге, то Его природа в корне отличается от природы человека и нет ничего похожего в природе, с чем Бога можно было бы сравнить. Творец коренным образом отличается от Своего творения. Даже если мы говорим, что человек создан по образу и подобию Божьему, то это не касается тех качеств, какие можно увидеть в природе.

–              Когда мы читаем тексты Нового Завета, то ясно видим учение о Троице. Каким образом Ветхий Завет описывает Бога в трех лицах?

Действительно, это важный вопрос. Мы рассматриваем учение Ветхого Завета о Троице и тексты, относящиеся к нему. Троица – это библейское понятие, не придуманное христианами. Богословы лишь ввели некоторые понятия в лексикон, когда разрабатывалось учение о Троице. Это было необходимо, потому что таких слов раньше не было.

 Если говорить о Ветхом Завете, то действительно, многие пытаются увидеть там учение о Троице, но, на мой взгляд, это не очень правильный подход. Дело в том, что о Трех лицах Бога мы узнаем только через нашу связь с Иисусом Христом. Только познав Сына Божьего, мы можем войти в общение с Троицей. У ветхозаветных евреев такой возможности не было. В Ветхом Завете на Бога, если можно так сказать, смотрели снаружи. Бог есть Троица и до воплощения Христа, но когда на Него смотрели, то видели одну единую для всех трех ипостасей природу.  Поэтому для них представление о том, что Бог в 3-х лицах было бы неприемлемым, непонятным, было сродни идолопоклонству. Но для христиан все по-другому. Благодаря Иисусу Христу, мы как бы попадаем внутрь отношений, существующих между лицами Троицы. Три личности действуют как Один Бог. Поэтому в Ветхом Завете мы можем увидеть Троицу, только если рассматривать её с позиции Нового Завета.

–              Еще в церквях можно услышать вопрос, как правильно молиться? Понятно, что можно молиться Отцу, можно обращаться ко Христу, а что насчет Святого Духа?

Если говорить предельно точно и конкретно, то нам нужно молиться Отцу во имя Иисуса Христа силой Духа Святого. Как Сын Божий учил Своих учеников? «Отче наш» – это обращение к Богу как к отцу, дальше следует содержание просьбы, а затем следует: «Во имя Иисуса Христа». Сила же Духа Святого гарантирует, что эта молитва дойдёт до Бога и будет принята правильно.

–              Тогда есть ли смысл беспокоиться, кому я молюсь? Может надо просто молиться и не переживать, к кому я обращаюсь?

Но тут важно, какой смысл человек вкладывает в свои слова. Можно также поинтересоваться, почему он молится Духу Святому, а не Отцу или не всей Троице? Важно, во что верит человек. Если это следствие взгляда, что сейчас идёт Эпоха Духа Святого, тогда мы возвращаемся к ереси, это неправильно. Либо он молится, потому что желает почувствовать что-то особенное. С одной стороны, может это и неплохо, но и не совсем правильно. Я бы не стал отдельно молиться какому-то одному Лицу Троицы. Но даже если вы это и делаете, нужно понимать, что вступая в общение с одной Личностью, вы вступаете в общение со всеми Лицами Троицы. Помните слова Христа: «Видевший Меня видел Отца».

Также на уроках по богословию мы говорим о Христологии. Этот воспринимается легче, потому что о Христе мы знаем. Он стал человеком и поэтому стал ближе к нам. Понятно, что и в этой теме есть множество трудностей для восприятия. Например, вопрос о двух природах, о человеческой и божественной. Он может быть более понятным, но если мы говорим о воле Христа, сколько волей у Него было, то возникают затруднения. А многие об этом даже и не задумываются. Мы также рассматриваем различные ереси, такие как адопционизм, докетизм, апполинаризм, несторианство.

–              Насколько мы можем понять, что Иисус, будучи Богом, стал человеком? Как проявлялись Его божественные качества?

Когда мы говорим о Троице, то показываем, что Бог один, но Он – три Личности. Когда говорим о Христе, то Он – одна личность, но в Нем две природы, божественная и человеческая. Если пытаться решить связанные с этим вопросы логически, неизбежно попадём в ересь. Все ереси были следствием попыток логически объяснить совмещения во Христе Бога и человека. Поскольку мы исходим из того, что Он полноценный Бог, значит, Он должен был обладать всеми качествами божества и божественной природой. Утверждение, что Христос, воплотившись, лишился Своих божественных качеств, неточное и неверное. В послании Апостола Павла к Филиппийцам сказано, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя, приняв образ раба, и по виду стал как человек»(Фил.2:6-7). В чём заключалось Его уничижение? Не в отказе от чего-то, а в принятии. То есть, будучи Богом, Он обладает всеми божественными качествами, Христос принял природу человека. Это принятие наложило на Него определённые ограничения. Теперь Он не мог быть везде в одно и то же время, Он не мог знать всё, так как человеческий разум неспособен вместить всего знания. Он знал ровно столько, сколько Ему открывал Отец. Поэтому Ему нужно было находиться в постоянном общении со Своим Отцом. Поэтому Он так тяжело переживал разрыв, когда висел на кресте и взывал: «Боже Мой! Зачем Ты оставил Меня?» Поэтому Он мог сказать, что не знает часа и дня Его второго пришествия, так как Бог не открыл Ему.

–              Какова значимость богословского знания?

Казалось бы, это вопросы, с которыми мы не встречаемся в своей повседневной жизни. Живя обычной христианской жизнью, мы больше интересуемся практической её стороной. Но на самом деле эти богословские вопросы очень важны! Наше христианское поведение и жизнь должны исходить из нашей веры. От того, насколько правильно мы верим, будет зависеть, насколько правильно мы будем жить. На мой взгляд, важнее правильно верить, а потом правильно жить. Важно и жить, и верить, но верить правильно более важно. Можно быть не совсем достойным в жизни, в воплощении христианских принципов, но правильно верить. Это будет лучше, чем жить правильной жизнью, но быть еретиком. Правильная вера в любом случае ведёт к правильной жизни. Поэтому когда говорят: «зачем заниматься богословием, надо правильно жить?», тогда возникает вопрос: «А как ты узнал, что так жить правильно? И почему ты считаешь, что именно так жить правильно?» А на этот вопрос отвечает богословие.

Похожие статьи

Comments are closed.