Богословие и современные проблемы в церкви, Федоткин М.Г., интервью

Федоткин Максим Григорьевич, выпускник НББС, преподает курс “Богословие”. Он рассказал нам о значении христианского богословия для современной церкви.


    – Какое значение сегодня имеет богословие на фоне современных проблем в церкви?


    К сожалению, с богословием в церквях у нас много проблем. Можно часто услышать, как люди говорят: «Зачем нам нужно богословие? Главное – правильно жить». Но они не понимают, что “жить” строится на основании взглядов, на основании их собственного богословия. А если люди не занимаются богословием, то богословие завладевает ими, только это уже не библейское богословие, но богословие других людей, народное богословие. То есть, представления одного влиятельного человека по «сарафанному радио» передаются от одного к другому. Эти представления становятся нормой, становятся авторитетным мнением. Впоследствии, это неправильное мышление очень трудно исправлять. Люди отвечают: «Я же так понимаю, так все говорят, я так в книжке читал, я так услышал».


     Сегодня во время карантина доступ в интернет почти не ограничен, и поэтому можно слушать кого угодно и сколько угодно. Своих проповедников в церкви люди, порою, не хотят слушать, неинтересно, поэтому слушают других. Особенно внимательно слушают тех, кто учит чему-то новому или как-то по-другому. В результате, такое богословие наслаивается на какие-то собственные представления человека, и он живет в соответствии со своим богословием. Такой человек живет в полной уверенности, что у него с Богом всё хорошо, что он правильно верит. Но когда спрашиваешь его о каких-то основных библейских понятиях, то человек их не понимает. Например, не просто не понимают Троицу, но даже и не признают, и Христос то ли человек, то ли не человек. В этом и возникает проблема. Нельзя отрицать, что нужно жить правильно, но правильная жизнь формируется правильными представлениями, верным богословием.


    Обучение в семинарии заставляет задуматься над теми вопросами, над которыми, живя в церкви, никогда не пришлось задумываться. Есть ли значение, есть ли ошибки в Библии или нет. Мы может и читаем Писание, и даже могли бы найти некоторые противоречия или несовпадения, но чаще всего, читая новый текст, уже никак его не соотносим его с тем, что уже прочитали ранее. Отсюда возникает вера, что день в первой главе Бытие – это тысяча лет, или это эпохи творения, не понимая, что это противоречит последующим текстам и даже самой логике развития событий в книге Бытие. Это следствие веры в науку как в нового бога. Современная молодежь считает, что научное знание – это самое правильное знание. Но наука – это не истина. И сами ученые говорят, что они всего лишь на пути к истине.


    Всё это накладывается на представления верующих, и когда разговариваешь с ними о богословии, то люди требуют доказательств, что твое мнение правильное. Мне говорят: «Вот ты читаешь и объясняешь Библию так,  другой иным способом, а у меня совершенно иная точка зрения». Люди привыкли просто высказывать свое мнение, например, при разборе Библии, и не готовы согласиться, что есть только одно верное понимание текста, его единственное значение. Цель любого изучения Писания, это дойти до понимания того, что хотел сказать автор текста. Мы, конечно, можем делиться своими мнениями, но эти мнения должны быть аргументированными. И аргументами должны быть не просто слова: «я так думаю, я так считаю», а определенными  логически обоснованными выводами. Здесь должны учитываться и логика, и правильная герменевтика, и как следствие, экзегетика текста. И именно с этими дисциплинами, чаще всего, возникают проблемы.

–              Как понимание богословских понятий помогает нам в нашей повседневной практической жизни? Какие вопросы стоит обсуждать, а о чем можно и не беспокоиться?


    Несомненно, в богословии есть вопросы очень важные. Если для человека Христос не Бог, тогда в кого он верит, зачем верит и что делает в церкви? Если же говорить о вопросах предпочтений, например, какую музыку слушать, во что одеваться, и тому подобное, то нужно использовать другие подходы и принципы. Люди, чаще всего, меняют местами эти темы, то есть, важные вопросы становятся для них неважными, а второстепенные выходят на первый план.


    Здесь на первый план выходит вопрос практичности. Если говорить о том, Бог или не Бог Иисус Христос, то с этим вопросом они в своей жизни встречаются очень мало. Эти вопросы были для них важными в начале их христианской жизни, когда была подготовка к крещению, когда им задавали эти вопросы на испытании. Но теперь они уже молятся Богу и «автоматически» всё это понимают. А с вопросами, касающимися музыки, одежды они сталкиваются постоянно, на каждом богослужении, и даже ежедневно. И эти вопросы для них постоянно в фокусе и они становятся для них самыми важными. Они пытаются разобраться с ответами на эти проблемы, формируют свой подход и этот подход приводит их к определенному представлению, каким должен быть христианин. Далее, следует попытка втиснуть всех в этот образ. То есть в церкви все должны быть одинаковыми. И это становится основным принципом. «Я верю так! Он верит так! Все должны так верить! Тогда я буду доволен, и все будут счастливы». Если же кто-то верит по-другому, иначе, его считают опасным человеком или еретиком. При этом, у такого человека в основных вопросах, таких как Христология, Троица, Экклесиология, может быть полное отсутствие понимания, что это такое. Для него церковь становится клубом по интересам, кружком, где его принимают, с ним общаются, где его ценят. И он даже пытается этот «кружок» подмять под себя, сделать его комфортным и удобным. Церковь же должна проявлять единство в догматах, но разнообразие в формах поклонения. И это тоже вызывает сложности.


–              Какие Вы прилагаете усилия, чтобы достигать единства в вере в церкви?


    Я пытаюсь достигать единства самыми разнообразными методами. Это и церковные разборы, и малые группы, беседы наедине и занятия с определенным кругом лиц, в особенности с братьями. Эффективность того или иного метода зависит от многих факторов. Во-первых, это зависит от того, кто проводит эти общения. Насколько он умеет преподать, насколько знает и понимает тему обсуждения, как он умеет ответить на вопросы, задаваемые ему. Во-вторых, это зависит от слушателей, от того, чего они действительно хотят. Хотят ли они духовно возрастать, познавать какие-то истины, меняться. Это ведет к одному результату. Но большинство людей, по моему опыту, даже не читают те тексты Писания, которые я давал им заранее. Они не готовятся к разбору, приходят как потребители, послушать, что им скажут. Но и тут, одни слушают благодатно и благодарно, стараются понять, принять, чтобы меняться. Другие только ради критики. Последние не пытаются сами разбираться и изучать. И это важный фактор: нельзя научить чему-то человека, нежелающего ничему учиться.


    Можно использовать самые лучшие методики, но если человек не готов принимать, от этого не будет пользы. С этой же проблемой сталкивался Господь, когда Он предлагал поверить в Него, а люди отказывались. Он не мог заставить их, не мог сотворить чудес, исцелять, потому что они не принимали Его слова, не верили Ему и даже не хотели Его приглашать и общаться с Ним. С этой же проблемой постоянно сталкивается и церковь. И сегодня это особенно заметно.


    Нас долгое время воспитывали как общество потребителей, а не созидателей. К тому же, пандемия стала еще больше разделять людей, обособляя их друг от друга. Мы перестаем чувствовать себя неким сообществом, единым целым, и даже в церкви. Теперь церковь – это некая структура, где каждый сам по себе. И в церковь ходят столько, насколько это выгодно. Люди и сообщества стали объектом практического подхода к жизни. Мы готовы причислять себя к определенной группе, только если это нам выгодно. На людей мы смотрим как на ресурс. Отсюда и в церкви проблема, когда возникает нужда что-то сделать. Люди отвечают: «Ну, хотите? Сами и делайте». Идея такая: я потребляю – вы меня обслуживаете. Но, обычно, такое общество долго не живет. Общество потребителей очень зависит от того, кто дает ему то, что оно потребляет. Таким обществом очень легко управлять. Возможно, это в некоторых церквях воспринимается хорошо, потому что такими людьми легко манипулировать. Достаточно дать то, чего они желают, и получишь желаемое.


    Сегодня все сложнее найти тех, кто был бы посвящен и верен хотя бы в одном определенном служении. Я связываю это с влиянием идеи потребительства в обществе. Церковь, изначально, не была создана для этой цели. Наоборот, Христос сказал: «Вы дайте им есть…». Мы зависим от Бога, но мы не потребляем то, что Он дает. Мы используем то, что Он дает для исполнения Его воли.


–              Если всё выглядит так удручающе, то есть ли какая-то надежда и перспектива для церкви?


    Надежда всегда есть, пока жив Господь. Он жив всегда! Значит, надежда есть всегда! Церковь переживает в истории, как и всякая человеческая жизнь, разные этапы. Есть спады, есть и подъемы. Иногда, чтобы началось развитие, приходит упадок. Иначе как определить, что пришел подъем? Многое, что происходит в церкви, является отражением того, что происходит в обществе, в стране, да и в мире в целом. К примеру, когда я только пришел в церковь, самым обычным приветствием было не только рукопожатие, а обнять и поцеловать. Но в 2000-х годах сначала поцелуй ушел в историю, а сегодня и рукопожатие отживает своё из-за коронавируса. То есть человек смотрит на тебя не как на брата, а как на того, кто может тебя заразить. Это формирование определенного мышления. Люди смотрят на тебя не как на человека, а как на источник болезни или на того, кто может дать некоторую выгоду. Это все можно найти в церкви. Даже некоторые служители так относятся к церкви. Они общаются с тем, с кем выгодно иметь отношения, кто может сделать что-то полезное для них. Но такое поведение далеко от настоящего Божьего призвания. В церкви служитель призван заботиться обо всех, а не только об избранных.


    С одной стороны, нужно понимать, что изменения в лучшую сторону произойдут тогда, когда внешние обстоятельства улучшатся. Мы все равно находимся под давлением окружающего нас мира. Но Бог жив! И всё, что происходит, это исполнение Его замысла, осуществление того, что нужно Ему.


    В церкви есть братья, с которыми мы вместе созидаем церковь. Но и у них есть свои трудности.  Во-первых, они бывают сильно заняты. А во-вторых, из-за своей сильной занятости они сильно эмоционально, психологически и духовно перегружены, а в чем-то даже разочарованы. Поэтому изменения происходят очень медленно, поскольку тем людям, кто мог бы сделать очень многое, с трудом верится, что все изменится. А вера двигает горы! Если не будет веры, то служение будет совершаться «на автомате», но не будет ни надежды, ни желания какого-то результата. Но когда есть вера, есть усердие и постоянство, тогда даже если делаешь медленно, результат есть.

Похожие статьи

Comments are closed.