Бог – Творец Мира

  1. В начале сотворил Бог небо и землю.
  2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
  3. И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. (Быт.1,1-3)
Введение:

Первый вопрос, который возникает у любого нашего современника при чтении первой главы Книги Бытие:

Как Бог сотворил наш мир?

Сегодня мы как правило стремимся увидеть научную картину мироздания. Поэтому мы склонны думать, что первая глава книги Бытие делает акцент на истории сотворения мира, но это не так.

На самом деле она больше говорит о его Творце. Цель истории сотворения – представить нам Творца, увидеть Его в описании процесса творения в Его могуществе, величии и славе. Новый Библейский комментарий провозглашает об этой главе как:

прославляющей Творца, через Которого и во имя Которого существует все. 1

Также вспоминается первая строка из Никейского Символа веры, принятом Первым Вселенским Собором в 325 году.

Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.2

В этом исповедании выражена главная идея первой главы книги Бытие:

Бог является единственным Творцом нашей Вселенной

Ключевой вопрос, который вызывает данное утверждение:

Каков наш Творец? Каким Его представляет нам текст Священных Писаний?

Цель данной статьи увидеть Творца в Его действии. Понять учении о Творце в формате библейского богословия Книги Бытие.

Итак, давайте сосредоточим внимание на величественном образе Нашего Творца.

I. Творец, обладающий высшей властью

Любой власти свойственна иерархия и сфера влияния. Обычно, земная власть ограничена политической и экономической сферой. Но власть Творца не ограничена ничем. Он властен над всей Вселенной!

Первая глава книги Бытие построена в хронологическом порядке изложения. Она показывает процесс творения начиная с первоначальной материализации Божьего замысла, последовательного упорядочивания и добавления новых компонентов Вселенной. Структурно текст построен на основании глаголов действия в прошедшем времени 3-го лица единственного числа.

Бог создает пустую землю, покрытую водой и мраком тьмы. Он создает свет и образует атмосферу, затем формирует сушу в виде материка, устанавливает небесные светила и в заключении населяет землю. Весь процесс происходит под внимательным Божьим управлением. И мы, подверженные влиянию натурализма3, задаем себе вопрос –
Как Он это делает?

1.1. Бог, действующий Своим Словом

Слово есть единственный инструмент, которым пользуется Бог. Вся Вселенная начиная с мега-звезд и заканчивая протонами и электронами атомов сотворена по повелению Его Слова.

Это подтверждается фразой “И сказал Бог: Да будет … и стало так”

Любой создатель сталкивается с различными трудностями. Но у Творца Вселенной не было таких проблем. В каждом дне звучит прямая речь Бога в повелительном наклонении. Эта фраза встречается 10 раз только в 1 главе. Фраза свидетельствует о полной и безусловной власти Божьего Слова над творением.

День Фраза День Фраза

День 1

И сказал Бог… (1:3)

День 4

И сказал Бог… (1:14)

День 2

И сказал Бог… (1:6)

День 5

И сказал Бог… (1:20)

День 3

И сказал Бог… (1:9) И сказал Бог… (1:11)

День 6

И сказал Бог… (1:24) И сказал Бог… (1:26) И сказал им Бог… (1:28) И сказал Бог… (1:29)

Внимательному читателю десятикратное повторение формулы «и сказал Бог» напоминает о десяти заповедях. Как в десяти заповедях Бог выразил Свою волю и заложил основание для духовной жизни тех, кто боится Его, так десятью изречениями Он сотворил и упорядочил этот мир.4

Власть всегда проявляется прежде всего через действенное слово в повелительной форме. Любой государственный указ или закон передается таким образом. Первая глава книги Бытие показывает Бога именно так. Он говорит как Повелитель.

Это показывает то, что Бог является Первопричиной всего

Мир возник “из ничего”. У Бога изначально не было материи, из которой бы Он сформировал землю.

Евр. глагол “בָּרָ֣א (бара)” используется в Священных Писаниях только по отношению к Богу. Таким образом Божье дело творения выделяется из природы остальных дел. Приведем словарное определение этого важного термина:

«сотворил» בָּרָ֣א (бара) (ср. 1:1.21.27: 2:3.4) — это древнееврейский глагол (BDB 135. КВ 153. Qal-ПЕРФЕКТ), который употребляется для описания исключительно Божьей творческой деятельности. Его основное значение – придавать форму посредством резания вырезания. Бог вложил Свой творческий замысел и волю в существование всего, кроме Себя Самого.5

Важное замечание добавляет комментарий под редакцией Харчлаа:

Слово בָּרָ֣א (бара) (“сотворил”) может подразумевать творение из “ничего”, но этим его значение не ограничивается (ср. с 2:7, бара переведено как “создал”). Оно скорее подчеркивает, что созданное было новым и совершенным.6

Из этих определений, мы делаем вывод об уникальности и неповторимости Божьей работы. Он создает совершенно новое творение, подвластное только природе Нашего Творца.

В этой же главе мы встречаем другой глагол “создал” עָשָׂ֑ה (евр. аса). Этот глагол является общераспространенным, и описывает деятельность любого рода. Этот глагол используется уже не только по отношению к Богу, но и к людям. В контексте же данной главы мы видим, что Бог Творец использует мертвую материю, или говоря библейским языком “прах” для сотворения множества живых существ, в том числе и человека.

Продолжая размышлять о Первопричинности Бога, мы можем обратить внимание на самую первую фразу Книги Бытие и всей Библии в целом. Это фраза “В начале…”. Она может способствовать нашему пониманию текущего вопроса. Что подразумевается под “началом”?

Прежде всего мы видим, что действие творения начинается до существования неба и земли. “В начале Бог сотворил (евр. “бара“) небо и землю” (1,1). По выражению В.Н. Лосского:

Начало есть грань, где вечная Божественная воля соприкасается с тварным миром.7

Обращая внимание на литературный контекст, можно понять, что начало является гранью между тварным и нетварным миром. В начале еще не было ничего. Даже света, и атмосферы. Был только Бог, Который призвал в бытие все существующее во Вселенной.

Другая интересная деталь первого стиха – это упоминание о небесах. Какое значение включает данное слово? Давайте рассмотрим возможные варианты:

  1. Небо как небосвод – данное значение не подходит, так как атмосферу Бог создал только на второй день. (1,6-8)
  2. Небо как космос – данное значение также недопустимо, потому что Солнце и звезды были созданы только на 4 день (1,14-19)
  3. Небо как небожители – контекст не дает никаких оснований видеть здесь идею о сотворении ангелов
  4. Небо как пространство – в контексте сотворения земли можно сказать, что этот вариант заслуживает признания, потому что земля, созданная в первый день, подразумевала под собой прежде всего материальный объект. Поэтому и небеса мы можем рассматривать как пространство в контексте которых эта земля также начала существовать.

Текст Священного Писания представляет нам начало истории сотворения с момента возникновения пустоты, окутанной беспросветным мраком. “Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною”.

Итак, небеса представляют собой пустое пространство. На тот момент было только оно и Бог Творец, ставший причиной его появления. Все это показывает на Бога, как Первопричину всего сущего.

1.2. Бог Всемогущий

Обычно, когда мы говорим о мастере своего дела, мы говорим о профессиональном навыке специалиста, будь то пекарь, или плотник или портной. Но когда Писание говорит о Творце мира, то оно указывает на природу Творца – Он Бог. Именно этим объясняется Его способность создать столь величественный мир, в котором мы все живем. Бог не ограничен возможностями нашей Вселенной и не подвержен ошибкам. Как формы этой характеристики, Он также Всеведущ и Вездесущ.


Его могущество отражено в имени Элохим.

Это имя отражает природу Бога. Интересно отметить, что только это имя встречается в тексте первой главы. Это имя используется 30 раз и является самым часто употребляемым в этой главе. Если мы обратимся к этимологии этого имени, то у него нет ясного определения. Все же есть некоторые предположения.

Еврейская духовная традиция дает такое толкование: слово “Элохим”, используемое как имя Божие, имеет значение “Источник возникновения и поддержания существования всех сил”. Правильный перевод этого слова на русский – Всесильный. 29

Райри добавляет к этому определению следующую мысль:

распространенное толкование связывает значение Элохим с однокоренным словом, означающим “силы”, “могущества”. Элохим – это сильнейший из богов, всемогущий Бог. высшее Божество.8

Грамматически имя Элохим имеет форму множественного числа. Но оно не говорит о многобожии, но таким образом подчеркивается Божье величие.

Царственное множественное число. Множественное число Элохим подчеркивает царственное величие Бога (подобно тому, кан монарх говорит о себе “мы”). Это подтверждается тем, что Элохим постоянно употребляется в сочетании с глаголами, прилагательными и местоимениями в единственном числе.9

Мы видим, что Божья власть основана на Его Всемогуществе. Это определяет незыблемость и вечность Божьей власти.

1.3. Применение

Библия и наука

Обладая даже общим представлением современной картины мира, мы понимаем, насколько она сложна и безгранична. Наука даже сегодня не способна объяснить многие вопросы мироздания, что уже говорить о людях, живших в прошлых веках.

Повествование о сотворении умалчивает о том, как Бог творил с научной точки зрения, потому что это не соответствует цели Книги Бытие, как литературного произведения – Представить Творца.

Доктрина сотворения мира — это богословское утверждение о Вселенной, возникшей как творение Господне, а не научное объяснение, как и когда именно это произошло.10

Значение для Израиля

Евреи исхода были только в начале своего пути. Им предстояло пройти долгий путь, овладеть обетованной землей и построить страну, поэтому для них было важно, понимать, что Бог не ограничен в возможностях и нет преград, которые был помешали Его замыслу.

Всем своим содержанием книга Бытия должна была убеждать израильтян в том, что Бог обещал им благословенное будущее, и что Он в состоянии исполнить Свое обещание. Создавая этот труд для Израиля, Моисей стремился изобразить Бога как Основателя и Творца жизни во всей ее полноте; он стремился показать, что Бог, сотворивший Израиля, — Тот же самый Бог, Который сотворил мир и все, что в нем, и что теократическая форма правления зиждется таким образом на высшей и всеобъемлющей власти Бога-Творца.11

Божье имя вселяло в сердца евреев твердую надежду на благополучие исхода и будущей жизни.

Для евреев, которые только вышли из Египта важно было осознать, что Богу подчиняется вся Вселенная, а не только определенная земля. Бог является Автором и Создателем всего существующего.

Также они могли утвердиться в доверии Божьему Слову, обладающему столь великой властью над Вселенной. Евреи вышли из Египта по Божьему призыву через Моисея. Все, что у них было – это Божье обетование об избавлении и обещание ввести их в обетованную отцам землю.

Применение для Церкви

Подобно евреям церковь Божья проходит сложный путь созидания в земной истории и вера в во Всемогущего Бога является твердым основанием нашей веры в Того, Кто может воскрешать мёртвых, управлять историей человечества и установить вечное Божье царство.

Зная историю сотворения мы можем осознать роль Бога в нашей жизни. Не только в глобальном масштабе, но также и в рамках нашего земного пути у Бога есть средства руководить нашей жизнью и формировать нас как Божьих людей.

Мы осознаем Бога не просто как израильского Бога, но Бога для всего мира. Для всех нас Он Автор и Господин жизни. Бог не ограничен лишь сферами нашей жизни и стенами церковного здания. Он Царь царей и Господь господствующих. Его власть простирается абсолютно на все, что нас окружает.

Мы призваны жить руководствуясь открытой нам в Писании Божьей волей. Мы можем доверять Его Всемогущему Слову, потому что оно не ограничено ничем и лежит в основании всего существующего.

II. Творец, превосходящий творение

Нам сложно осознать бытие вне времени и пространства. Тем не менее, книга Бытие представляет нам Творца обладающего такого рода самодостаточной формой бытия. Бог независим и превосходит любую форму творения, даже такие сложные понятия как время и пространство. История сотворения показывает нам Бога, как Всевышнего Творца.

В чем мы видим Его превосходство? Конечно, можно сказать, что во всем, но давайте посмотрим на этот вопрос в контексте истории сотворения.

2.1. Бог вечный

В отличии от имеющего начало творения Бог не имеет начала и также не имеет конца Своего бытия. Только Бог обладает этим непередаваемым свойством вечности.

Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени. 12

Первая фраза “В начале” представляет нам Бога Творца, находящегося в активном действии творения. Он уже есть до существования земли, неба и звезд. Таким образом Бытие 1,1 отражает учение о вечности Бога.

Бог – вне времени и выше временных ограничений. Он включает в себя время, а не оно Его; для Него все бытие – одно неразделимое настоящее. Это Его совершенство и называется вечностью Бога”.13

Приведем список аргументов, подтверждающий предсуществование Бога и учение о сотворении “из ничего”:

  1. Быт.1,1 свидетельствует, что Бог уже был “В начале”.
  2. Первый день был единственным. “День один”
  3. Особенность термина “сотворил” – евр. Бара. Применяется только по отношению к Богу.
  4. Физический свет был создан Богом в первый день, а небесные светила только в четвертый.
  5. В первый день Бог сотворил небеса, а во второй воздушную атмосферу “твердь”
  6. Библейское свидетельство Ин.1,3 “всё через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть”

Таким образом, мы видим, что, Бог обладает уникальным атрибутом вечности. Атрибутом, свойственным только Ему Одному.

Но нам сложно дать определение вечности, потому что мы не знаем, что это такое ни на своем опыте, ни по своей сути.

Тем не менее важно заметить, что нельзя рассматривать это понятие в отрыве от самой сущности Бога, как чего-то объективно существующего в себе. Вечность также зависима от Бога, и сама является частью Его природы. На православном сайте azbuka.ru дается следующее определение вечности.

Ве́чность – 1) Ве́чность Бо́жия — свойство Божественной сущности, состоящее в том, что Бог абсолютно независим от условий времени, Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца; 2) тварная вечность — форма существования тварных существ (ангелов, святых душ…), выражаемая в их особой обусловленности временем; 3) непрестанное бытие; 4) будущий век, имеющий наступить после второго Пришествия Христа. Христа. 14

Источник дает четыре определения вечности. Все же первое определение выделяется своей характеристикой Бога.

Интересный вопрос, который возникает при чтении библейского текста звучит так:

Почему создается впечатление, что творение ограничено только планетой Земля? Почему нельзя сказать, что Бог сотворил планету земля в уже существующей галактике?

В ответ можно привести следующие аргументы:

  1. Потому что только Бог вечен по своей сущности. Это аргумент из предыдущего размышления.
  2. Потому что описание творения происходит с точки зрения человека, стоящего на поверхности земли.
  3. Потому что цель автора привести историю творения к кульминации в сотворении человека, живущего на земле.

Таким образом, повествования библейского текста строится вокруг человека, как центрального Божьего замысла.

2.2. Бог вне времени

Как следствие вечности Бога возникает вопрос о Его связи со временем. Здесь важно сделать утверждение о том, что Бог не зависим от времени. Оно никак не влияет на Него. Это связано с Его бестелесной природой. Бог есть Дух. Будучи Творцом всего, Он является также и Творцом времени. Следовательно Бог не зависим от последовательности событий.

Если сказать, что Бог творит в вечности, то нужно будет признать, что творение совечно Творцу. Это мнение о совечности Творца и твари, высказанное Оригеном, было Церковью отвергнуто.15

Каким же было бытие Бога до начала творения? Хороший ответ дает Уйэн Грудем:

Когда мы говорим о существовании Бога «до» сотворения мира, мы не должны думать, что Бог существует в бесконечной протяженности времени. Вечность Бога означает, что Он существует иначе, в Его бытии нет течения времени, и подобное существование нам даже трудно представить себе (см.: Иов. 36:26; Пс. 89:2,4; Ин. 8:58; 2 Пет. 3:8; Отк. 1:8). 16

Каким же образом Бог взаимодействует с хронологическим течением времени? Обратим внимание на ответ, данный Чарльзом Райри.

Что же представляет собой с точки зрения вечного Бога временная последовательность событий? Ответ таков: Он видит прошлое и будущее так же ясно, как настоящее. Он видит последовательность временного сразу, как бы “со стороны”, однако это не ограничивает Его свободы.17

Этот вопрос весьма сложен для человеческого восприятия. Все же вызывает любопытство. С богословской точки зрения важно подчеркнуть, что Бог над временем. Он управляет им, а не наоборот.

2.3. Бог, дарующий жизнь

Первая глава Бытие ярко представляет нам факты о происхождении различных форм жизни.

В этой связи, прежде всего следует ответить на вопросы:

Что такое жизнь по своей сути? В чем особенность способности даровать жизнь?

Понятие “жизнь” является одним из наиболее общих и емких в нашем мышлении. Оно может вместить огромное количество идей, состояний, процессов и образов. Мы можем говорить о ней лишь в целом касаясь её проявлений и форм.

Например, мы можем определить жизнь как:

  1. Наследование природы;
  2. Рост и развитие организма;
  3. Активная энергия и реакция;
  4. Воспроизводство;
  5. Осознанное состояние, мыслящего организма, действующего согласно своей воле;
  6. Физиологическое состояние;
  7. Период существовани.
  8. Образ существования;
  9. События;
  10. Отношения;

Этот список можно еще долго продолжать, включая объективные и субъективные понятия. Для кого-то спорт это «жизнь». Но в нашем случае нам следует обратить внимание на два понятия из первой главы Бытия, а именно: “душа живая” и жизнь “по роду её”.

“душа живая” – эта фраза описывает жизнь как состояние живого существа. Мы видим, что Господь использует материю земли, из которой он производит живых существ. Одно дело произвести сложное творение, обладающее уникальными характеристиками, какие сегодня во множестве производит человечество, используя электронные технологии и научные инструменты. Другое дело вдохнуть в это произведение “дыхание жизни”. Божьи творения не остались лишь экспонатами на территории земли, но они обрели самостоятельную жизнь.

Сегодня нас окружают множества изобретений и произведений, но не одно из них не обладает способностью жить осознанной жизнью. Дарование жизни — это величайшая способность, на которую больше никто не способен.

Уже с 3 по 6 день истории сотворения мы становимся свидетелями богатства разнообразия жизни во всякой среде обитания – в морях, на суше, и атмосфере. Как отмечает У.Элуэлл в своем словаре:

Главное действие в первые три дня — это отделение (то есть отделение света от тьмы [Быт. 1:4-5], отделение вод, которые над твердью, от вод, которые под твердью [Быт. 1:6-8], вод под небом от суши [Быт. 1:9-10]), а в дни с четвертого по шестой — наполнение.18

Мы видим результат Божьего творения, которым было обильно наполнена земля, во множестве форм. Эти формы определяются в тексте Писания как жизнь “по роду её”.

Распределение по родам показываем нам спобность Творца адаптировать живых существ к различным средам обитания и обеспечить возможность сохранения их вида. Рыбы остаются рыбами, птицы – птицами, а человек – человеком. Писание особо выделяет и через повторение подчеркивает важность рода живых творений. Таким образом, Писание ограничивает среду обитания и отводит каждому творению его специфическую роль. Все живые твари созданы Богом-Творцом лишь, для своей служебной цели и в своих рамках.

2.4. Применение

Значение для Израиля

Ветхий завет практически не говорит о жизни после смерти. Точнее сказать, все мысли и устремления направлены на жизнь на обетованной земле в Палестине. Призвание евреев было в том, чтобы верно служить Богу в период их земной жизни и тогда это отразится на благоденствии будущих поколений Божьего народа.

Но уже с первого стиха Священного текста в сердца евреев вкладывалась истина о вечности Творца, о том, что Он есть невидимый и бесплотный Дух. Этот взгляд направлял поклонение евреев в особое русле. Они понимали, что предстоят перед Всевышним, Который превыше всякого творения, и всякая жизнь обретает свое начало через Него. Это делало поклонение отличным от поклонений окружающих народов, поклоняющихся видимым тварям и образам.

Для евреев было очевидно, что любое идолопоклонство недопустимо. Все крупные животные лишь Божьи творения. Бог не сравним с богами Египта, Он превосходит их во всем. Человек не должен превозносить отдельных тварей, наделяя их божественными характеристиками и поклоняться им, как это произошло в истории многих языческих народов. История творения показывает нам Бога, как уникального Творца жизни. Вся жизнь была задумана и определена Богом.

Начало всему – Бог, и всё началось с Него (Быт.1-2). Библейское мировоззрение – не политеизм, а монотеизм. Библейское повествование сосредоточено не на «как именно» происходило сотворение мира, а на «кто» это совершил.19

Применение для Церкви

Современный научно-технический прогресс приводит к тому, что человечество смотрит глобально и масштабно на Вселенную. Оно сознает ее беспредельные просторы, мощь и сложность. Поэтому учение о вечном и дарующем жизнь Боге, особенно актуально для Божьей церкви сегодня. Нашим современникам свойственно смотреть на представителей церкви, как на пережиток религиозного мировоззрения. Человечество видит себя устремляющимся вперед. Поэтому нам важно говорить о Боге, превосходящим экстраглобальные масштабы Вселенной. Он Бог вне времени и пространства, и более того, Бог является их Творцом!

Его жизнь исходит из Него Самого, а не из того, что имеет начало, в пространственно-временном мире. У Бога нет начала, взросления, старения, конца.20

Еще один важный вывод, состоит в том, что материя не является злой по своей сути.

Древнегреческий философ Платон посеял мысль о том, что материя — это зло, и плоть является темницей души. Поэтому целью было освободиться от “оков плоти” и обрести “свободу в духе”. Но в призме Божьей истории, материя и плоть не является источниками зла. Они часть Божьего творения! Плоть создана Богом, чтобы человек мог жить на земле и быть частью Божьего творения.

III. Творец, имеющий мудрый замысел

Любое творение имеет свой замысел. Вопрос в качестве и смысле его содержания. Есть бесчисленное множество несовершенных изобретений, когда люди заново “изобретают велосипед”. Давайте сначала посмотрим на качество Божьего замысла.

3.1. Бог, установивший порядок в творении

Я верю, что Всемогущий Бог мог бы создать все тварное за одну секунду, но с определенной целью он разделил весь процесс на семь дней.

Сотворение описывается в хронологической последовательности. Отдельно описан каждый день, представляющий активное участие Бога Творца, Который успешно приводит мир к единому порядку.

  • За семь дней Бог последовательно привел все сферы к завершенному состоянию.

Почему для сотворения мира потребовалось именно семь дней? Как определился этот цикл, который определяет ритм жизни человеческой истории?

Веруя во Всемогущего Бога, мы можем сказать, что Он мог бы завершить сотворение во мгновение ока. Здесь можно привести следующие соображения:

Бог показал Себя не только Творцом, но и Руководителем процесса сотворения. Мы видим, как Он распределяет этапы сотворения, начиная со среды обитания и заканчивая обитателями. Каждому дню Творец выделил особую роль. Второй стих дает старт Божьей работе, в котором Он описывает состояние первозданной земли:

Быт. 1:2 земля же была бесформенна и пуста (tōhûwebōhû)

Мы можем видеть явное распределение деятельности Бога, которое направлено в два русла.21

Формирование среды Наполнение среды

[ДЕНЬ 1] свет и тьма

[ДЕНЬ 4] “светила великие” и

“светила малые”

[ДЕНЬ 2] твердь разделяет воды

[ДЕНЬ 5] рыбы и птицы

[ДЕНЬ 3] суша и океан

[ДЕНЬ 6] животные и человек

Бог начал с сырьевого материала. Сначала Он создал основную массу элементов, содержавшую все необходимое для устройства жизненной среды, которую Он собирался сотворить позже.22

Несмотря на отсутствие описания процесса сотворения научным языком, мы все же видим описание сотворения в логической последовательности, которая приводит нас к важному выводу о руководящей роли Творца.

  • Он определил циклы дней и годов

Подобным образом, мы видим руководящую роль Бога Творца в определении временных циклов. Могущество Божьего руководства демонстрируется фактом того, что данный календарь действует по сей день. Если день и год зависят от природных факторов, то недельный цикл никак не связан с ним. Тем не менее мы продолжаем пользоваться данным календарным циклом.

Семь дней творения дают нам образец подражания Богу в труде и отдыхе. Сегодня весь мир пользуется установленным Богом порядком недельного цикла.

Таким образом, Божье руководство оказало влияние не только на сам процесс творения, но и на всё его последующее бытие. Поистине, Бог предстаёт Великим Руководителем.

Теперь мы можем перейти к смыслу Божьего замысла.

3.2. Бог, сотворивший мир для отражения Своей славы

Смотря на физическое устройство Вселенной, мы можем прийти к мысли, что геоцентричность, представленная в истории творения, является очень необычным подходом для нашего мышления в масштабах нашей галактики.

Земля находится в галактике Млечный Путь. Мы живeм в огромном и просторном месте, охватывающем в диаметре 100000-120000 световых лет и примерно 1000 световых лет в ширину. Ha территории проживает 400 миллиардов звезд. Земля отдалена от галактического центра на 25000 световых лет и на столько же от края. Если представлять галактику как гигантскую музыкальную пластинку, то мы располагаемся на полдороге между центральной частью и краем. Если конкретнее, то занимаем местечко в рукаве Ориона между двумя главными рукавами. Он простирается на З500 световых лет в диаметре и вытягивается на 10000 световых лет.23

Эти впечатляющие масштабы Млечного Пути приводят наш разум в состояние изумления. Что уже говорить о Вселенной в которой огромное множество галактик, многие из которых намного превосходят нашу.

Сознавая это сложно говорить о роли планеты Земля, как центре Вселенной. Даже находящееся в центре нашей системы Солнце занимает лишь служебную роль дневного светила. Все же, читая библейское повествование, мы получаем геоцентрический взгляд.

Когда мы смотрим на прекрасное звёздное небо, то видим звёзды только нашей Галактики… Ну, а особо внимательные могут заметить галактику Андромеды, выглядящую как туманное пятнышко, правда, звёзды вы в ней не различите, если не будете смотреть на неё через очень большой телескоп! В сумме с поверхности планеты Земля невооружённым глазом видно около 6000 звёзд.24

Все же обычно мы не смотрим на Вселенную с точки зрения физического центра. Мы даже не думали бы об этом, если бы не научные открытия. Для всех людей планета Земля остается единственным домом. И возможно останется таковым на весь период земной истории. Поэтому мы рассматриваем Землю, как центр человеческой и любой другой известной нам форме жизни. Как следствие геоцентричность является вполне естественным подходом к восприятию творения.

Это направляет наш взор на Божий замысел для творения. Нам нужен библейский ответ на вопрос: Зачем Бог сотворил мир?

Бытие 1,25 содержит ответ, суть которого – учение о славе Божьей. Будучи Богом дарующем жизнь по Своей природе, Он сотворил жизнь в различных формах ее проявления, начиная с растительности и заканчивая человеком. В период второй половины недели творения мира, каждый день Бог наделял жизнью различные существа, для обитания в океане и на материке. В шестой день Господь сотворил человека по Своему образу и подобию. Именно в сотворении человека в высшей степени отражается замысел творения – отразить Бога в Его славе. Ради этого и был создан человек. Можно сказать, что все остальное творение стало контекстом, способствующим отражению Божьего образа в человеке.

Цель творения в свете, написанного псалмопевцем — возносить хвалу и славу Богу, и здесь четко вырисовывается именно путь к достижению этой цели. Поэтому вывод «хорошо весьма» (Быт. 1:31) говорит нам, что в сотворенном мире была достигнута намеченная цель. В контексте этой веры человек истинно воспринимает или может воспринять благо сотворения.25

Воздавать славу могут лишь живые, разумные существа, и прежде всего человек.

Ту же мысль мы можем прочитать в «Православном исповедании»:

«Должно веровать, что Бог будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа прославляя Его, участвовали в Его благодати».26

3.3. Применение

Значение для Израиля

Для евреев, проживших долгий период в египетском рабстве, истина о том, что они носители Божьего образа стала мощнейшим фактором для их укрепления и возрастания. Основываясь на этой великой истине, Израиль мог переосмыслить свое положение, не как беглых рабов, а как народ, освобождённый Богом для построения славного Божьего Царства на обетованной земле.

Применение для Церкви

Сегодня сознание людей пропитано понятиями натурализма, когда все объясняется естественными законами природы и многовековой эволюцией. Наши современники воспринимают себя, в роли развитой формы жизни, которой посчастливилось захватить власть над остальным творением. Поэтому некоторые учения воспринимают человечество лишь как форму паразитирования земных ресурсов, которая воспринимается, как вредоносная и опасная для остального творения.

Поэтому для уверовавших в Евангелие, истина о Божье славе в человеке поднимает их восприятие своей роли на высший уровень. Мы можем смотреть на себя, как на Божьих людей, осуществляющих Его великий замысел по отражению Божьей славы на земле. Сияние этой славы подобно сиянию света. Поэтому особо символично звучит Божье повеление первого дня: “Да будет свет!”. Божья воля была в том, чтобы сияние Его славы, подобно физическому свету распространилось на всей земле, проводником которого призван был стать сотворенный Богом человек.

Среди всех Божьих творений именно свет наиболее ясно являет и наиболее сопричастен славе Божьей. Поэтому Он указывает на Себя как на «…Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).27
Заключение:

Истина о сотворении мира Творцом с первой страницы Библии устанавливает сильнейший принцип о роли и участии Бога в жизни человечества. Бог представлен как Автор и Господин нашей жизни. Все происходит в зависимости от установленного Им порядка и замысла, и нет сферы нашей жизни, которая не зависела бы от Него.

1:1 „В начале сотворил Бог…” Эти первые четыре слова Библии составляют основу веры. Поверьте этим словам, и вы сможете поверить всей Библии.28

Область библейского богословия обретает богатейший материал в данном тексте.

Из этого небольшого исследования мы можем сделать много важных и интересных выводов.

  1. Бог является Творцом всей Вселенной, как Единственный источник всего сущего.
  2. Библейский текст раскрывает уникальную природу Бога, Который стал Первопричиной всего.
  3. Совершенное мастерство Бога основано не на Его профессиональных навыках, но на Его Божественной природе.
  4. Необходимо воспринимать библейскую доктрину о сотворении не как научную картину, а как богословское утверждение, более характеризующее Его Творца.
  5. Бог представлен как Величественный и Всемогущий Творец, обладающий безграничной властью над всем сущим.
  6. Материя не является злой по своей природе, потому что сотворена Богом. Поэтому ничто в творении, даже человеческие тела не являются источниками зла.
  7. Как Единственный Творец, только Бог достоин поклонения и славы. Прочие великие творения вплоть до небесных светил, являются лишь, созданиями Бога, для служения определенным целям, в заданной среде обитания и установленных сроках.
  8. Бог представлен в роли Всемогущего Повелителя, Который создает все посредством Своего Слова.
  9. История сотворения укрепляет наше доверие великим Божьим обетованиям о будущем Царстве.
  10. Учение о вечности Бога, превосходящего все творение, утверждает Его уникальность и несравненность.
  11. Бог построил творение вокруг человека, чтобы отразить в Нём Свою славу.
  12. Бог явил Себя Мудрым Руководителем, выстроившим процесс творения от начала до полного завершения.
  13. Только Бог способен даровать жизнь Своему творению.
  14. Вера сотворение мира Богом поднимает роль человека на самый высокий уровень и вкладывает в его природу самые высокие идеалы жизни.

Объем данного исследования оказался выше моих ожиданий, потому что ранее я ставил акцент больше на процессе сотворения мира нежели на Самом Творце. В целом данное исследование показывает особую важность истины, которую невозможно переоценить, потому что она свидетельствует нам о Том, Кто достоин высшей славы от века и до века!

Библиография
  1. Карсон, Дональд, Новый библейский комментарий: [В 3 ч.], 1:86.

  2. «Никейский символ веры». https://ru.wikipedia.org/wiki/Никейский_Символ_веры#Русский_текст

  3. Натурали́зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа», также дух и духовные творения; биологическое мировоззрение XIX века. По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. https://ru.wikipedia.org/wiki/Натурализм_(философия)

  4. Санников, Сергей, Славянский библейский комментарий, 28.

  5. Атли, Боб, Как это все начиналось. Быт. 1-11 главы., 49.

  6. Харчлаа, Платон, Толкование ветхозаветных книг: от книги Бытие по книгу Руфь, 1:22.

  7. Лосский, Владимир Николаевич, Догматическое богословие, 232.

  8. Райри, Чарльз, Основы богословия, 54.

  9. Райри, Чарльз, 55.

  10. Макграт, Алистер, Кто изобрел Вселенную, 123.

  11. Харчлаа, Платон, Толкование ветхозаветных книг: от книги Бытие по книгу Руфь, 1:20.

  12. Булгаков, Макарий, https://azbyka.ru/vechnost

  13. Беркхоф, Луи, Систематическое богословие, 60

  14. https://azbyka.ru/vechnost

  15. Давыденков, Олег, Догматическое богословие, 219.

  16. Грудем, Уэйн, Систематическое богословие: введение в библейское учение, 289.

  17. Райри, Чарльз, Основы богословия, 45.

  18. Элуэлл, Уолтер, Евангельский словарь библейского богословия, 1036.

  19. Макграт, Алистер, Кто изобрел Вселенную, 36.

  20. Элуэлл, Уолтер, Евангельский словарь библейского богословия.

  21. Kissling, P. J. (2004). Genesis. The College Press NIV commentary. (95). Joplin, Mo.: College Press Pub. Co.

  22. Мак-Артур, Джон, Битва за начало. Сотворение, эволюция, Библия., 90.

  23. https://v-kosmose.com/galaktiki-vselennoi/mlechnyiy-put/gde-raspolozhena-zemlya-v-mlechnom-puti/

  24. https://zen.yandex.ru/media/astronomy/kogda-my-smotrim-na-nebo-vidim-drugie-galaktiki-5bd4a4e69229b700ab50f2d2

  25. Даннинг, Рей, Благодать, вера и святость, 217.

  26. Православное исповедание кафолической и апостольской Церк­ви Восточной. М., 1996. С. 14. (Далее: Православное исповедание.) Ч. 1. Ответ на вопрос 8.

  27. Мак-Артур, Джон, Битва за начало. Сотворение, эволюция, Библия., 86.

  28. Макдональд, Уильям, Библейские комментарии для христиан Ветхий Завет, 32.

  29. Женевская Библия

Comments are closed.