Бог приглашает, Левит 1:1,Рехвальд Герхард

Несомненно, тема «Святость» смогла бы стать привлекательным поводом прочитать книгу Левит, если бы эта книга не была написана в виде свода законов. Сухие абзацы, длинные, часто повторяющие разделы затрудняют чтение. Читателю трудно сосредоточиться. В общем, ход мысли не удается проследить так, как это происходит с повествовательными текстами предыдущей книги Исход.

Но, может быть, именно ожидания читателя препятствуют восприятию текста книги Левит? Захватывающие и увлекательные события в предыдущей книге Исход формируют определенное ожидание у читателя. Возникает желание узнать, как продолжится служение Моисея, какие приключения ожидают народ на пути в Обетованную Землю, какие еще чудеса Бог приготовил для Своего народа после разделения моря и после Своего явления на горе Синай. Но вдруг, вместо повествования, вместо продолжения главного жанра книги Исход, появляется совсем другой жанр, а именно закон.

Закон требует иного подхода. Для сравнения эти два термина можно обобщить следующим образом: «повествование» читают, а «закон» изучают. Вряд ли кто-то возьмёт «Гражданский кодекс» для вечернего чтения. Обычно мы берем в руки законодательные тексты тогда, когда появляется конкретный инцидент, требующий рассмотрения и изучения в свете действующего закона. При чтении библейской книги мы не ощущаем потребности решить какой-либо правовой вопрос или понять положение Закона.

Таким образом, мы сталкиваемся с двойным препятствием, мешающим читать  книгу Левит. Нам непонятно, как и для чего вникать в закон, если вроде бы нет в этом нужды, нет конфликта, требующего юридического разбирательства. А еще сам жанр книги Левит нарушает тот ход мысли, к которому мы привыкли, читая повествование предыдущей книги Исход.

То, насколько эти препятствия вредят нашему восприятию библейского текста, показывает небольшой тест: Заметили ли вы, что большинство текста книги Левит является прямой речью? Только две главы (гл. 10 и 24) содержат повествование. Весь остальной текст в большинстве своем является обращением, то есть прямой речью Бога. Это видно уже с первого стиха. С самого начала библейский текст указывает на основной жанр написания: «И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря…». Закон в книге Левит вообще не такой, к какому мы привыкли или ожидаем. Закон в книге Левит – это личное обращение Бога.

Из этого следует вся многогранность методов при изучении, толковании и понимании книги Левит. Тексты законов, которые мы встречаем в ней, начинаются выражением «говоря». Бог Сам произнес эти законы Моисею. В них мы слышим голос Самого Бога. Современные законы являются результатом долгого обсуждения и переговоров. Комитеты разрабатывают различные варианты, включая в них компромиссы между разными интересами. Перед публикацией принятие закона подтверждается через голосование. Но законы книги Левит несут печать авторитета самого законодателя – Бога, говорящего к слушателю. Прямая речь Бога учреждает и подтверждает авторитет закона.

Но сверх того, вместе с утверждением авторитета, закон является также и откровением. Таким же образом как пророк возвещает: «так говорит Господь…», и книга Левит утверждает то же самое относительно закона. А если закон – откровение от Бога, тогда это его качество также определяет и его важнейшие функции.

Во-первых, откровение открывает нам что-то о Боге. В откровении Бог передает что-то о Себе и от Себя. Законы – это не столько требования к нам, а скорей намерения и пожелания Бога к нам. Закон отражает характер Бога, Который любит и заботится о Своём народе. Этот тот же характер Бога, о котором рассказывает нам повествование книги Исход. Книга Исход показывает спасающие действия Бога, а книга Левит возвещает замысел и намерение того же Бога, с которым народ только что пережил невероятный опыт спасения. Это событие напоминает повествование в Евангелиях. Там часто Иисус Христос сначала совершает чудеса, а потом в проповедях возвещает славу Божию.

Во-вторых, сам факт обращения Бога удивителен. Бог желает общаться с человеком. Закон Ему так важен, что Бог себя не ограничивает письменной передачей. Закон ценен и дорог, так что Бог решает в собственной речи рассказать и передает Свои слова Моисею. Взглянем подробно еще раз на первый, вводный стих книги Левит:

 «И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря»

Господь «воззвал» к Моисею, то есть Он призывает его в повелительной форме. С одной стороны, таким способом подчёркивается важность обращения. С другой стороны, сохраняется положение и авторитет как законодателя, так и подчинённого. Не Бог «бегает» за человеком, чтобы навязывать ему какие-то правила. Но Моисей, услышав призыв Бога, в послушании подходит, чтобы внимать голосу Божьему. В Исходе Бог уже утвердил Свой авторитет, и теперь Моисей признает авторитет Бога как законодателя.

Бог спас народ и это дает Ему право устанавливать правила и законы для их дальнейшего пути. Но Бог не требует это право. Он «воззвал» и таким образом поставил сначала Моисея, а потом и весь народ, перед выбором. Бог хочет увидеть отклик и услышать ответ человека. Первый отклик – это подойти и слушать, ответить на зов Божий (ср. Бытие 3:9). Таким образом, Бог определяет назначение закона. Не зря еврейское название книги Левит происходит от этой первой фразы: «И воззвал» или по-еврейски: «Ва-йикра». Закон – это действие человека в ответ Богу, Воззвавшему к нему.

Немаловажный аспект этого ответа – место, где все это происходит. Бог говорит к Моисею «из скинии собрания». Текст не объясняет, что такое скиния собрания, а подразумевает, что это понятие уже известно из предыдущей книги Исход. Но текст не только ссылается на предыдущую книгу, но и заодно обращает внимание читателя на связывающую и ключевую функцию скинии.

Почти треть книги Исход посвящена теме скинии (Исход 25 – 31; 33; 35 – 40). После описания заключения завета между Богом и народом (Исход 19 – 24), основные законы перечислены в сжатом виде (Исход 20-23). Сразу после вводного объявления cвода законов следует намного более подробные указания о скинии. Постановления относительно места для общения с Богом важнее, чем детали законодательства, они следуют позже, в книге Левит. Народ уже знает в общих чертах как нужно жить. Как общаться с Богом, как делать это верно и достойно, это предстоит еще узнать. Скиния собрания является основным местом встречи с Богом. Утварь и предметы скинии позволяют осуществить общение с Господом, и в то же время служат наглядным примером и характера Бога, и качеств взаимоотношений с Ним.

Когда теперь Бог возвещает Моисею законы именно из этого места, Он подтверждает и подчёркивает значение закона. Закон отражает характер того Законодателя, с которым народ общается на этом месте. Закон не только становится фоном для понимания характера Бога, но и помогает народу толковать и понимать обряды, совершаемые в скинии и за ее пределами. Это, в свою очередь, содействует дальнейшему познанию Бога. Строительство скинии собрания – важное предусловие для возвещения закона. Когда в первом стихе книги Левит Бог говорит из скинии собрания, тогда содержание всей книги – законы, отражение характера Бога, учение о святости – вплетается в совокупность действий Бога. Посредством прямого обращения Бог возвещает закон как личное откровение для Своего народа. Он строит близкие отношения с теми, кого Он только что вывел из рабства и спас. Возвещение закона становится приглашением к общению с Богом. Исполнение этого закона – это ответ народа на искупление, которое Бог совершил для них. Их ответ, то есть послушание услышанному, способствует и воплощает общение с Богом. Бог призывает в общение с Собой. Качество этого общения определяется характером Самого Бога. Это качество Бога – Его святость. Закон – отражение святости Господа, поэтому исполнение закона, как ответ на спасающие действие Бога, становится воплощением характера Бога.

Похожие статьи

Comments are closed.