Бог не добивает Своих раненых. С.Г. Кузнецов

В книге пророка Исайи есть удивительная характеристика некоего Отрока Божьего, который должен принести учение и спасение всем народам земли.

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. (Ис.42:1-4)

Бог обещает поддерживать этого Отрока, проявлять к нему доброжелательность и дать ему Духа Своего. Отрок будет возвещать правосудие народам и производить суд в соответствии с истиной до тех пор, пока на земле не установится правосудие. Этим Отроком является Иисус Христос. На Иисуса при крещении сошел Святой Дух, Бог провозгласил Свое благоволение к Иисусу (Мф.3:16-17) и содействовал Ему чудесами. Именно ко Христу прилагает эти пророческие слова евангелист Матфей (Мф.12:18-21). Интересно, что слова об Отроке, совершающем суд, Матфей ставит в контексте исцеления многих людей и изгнания беса из одержимого, а также спора с фарисеями, которые вершили суд несправедливо. Фарисеи противились истине слов и действий Иисуса. Они не признавали Его Мессией и даже назвали Его слугой Веельзевула, князя демонов (Мф.12:14,24). Христос опровергает такое суждение фарисеев о Нем и произносит слова осуждения неверующим. Иисус действительно совершает тот суд и приносит то учение, которое предсказывал Исайя. Иисус судит в соответствии с истиной, в отличие от фарисеев, руководимых в суждении завистью.

Восстановление правосудия и спасение народов – задача грандиозная! Только Господь мог её осуществить. Но как Он решил совершать свой суд? Другой раб Божий, персидский царь Кир, некогда вершил суд над народами. Он вершил его силой оружия. Способен ли Бог применить силу для достижения своей цели? Вполне! Но Исайя пишет о характере Божьего Отрока не как о характере грозного завоевателя, а напротив, говорит о Его кротости и чуткости. Слова «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» отображают Его заботу о тех, кто едва держится на плаву в этой жизни. Совершая суд, Он не добивает раненых! Устанавливая правосудие, Он не угашает тот фитиль, который ещё хоть немного тлеет! В этом описании нет проявления жестокости. Напротив, это пророчество наполнено надеждой для оказавшихся на обочине жизни людей.

В Писании есть яркий пример такого Божьего отношения к человеку. Это пример Моисея. Моисей выпал из жизни в родной семье, будучи ещё младенцем. Он был воспитан в семье фараона, имел высокий статус в Египте, самое лучшее образование, благополучие. Однако при всём этом он не сумел хоть как-то облегчить жизнь своего собственного народа в Египте. Более того, он стал преступником, убив египтянина. Моисею пришлось спасаться бегством из Египта, чтобы избежать казни за совершенное преступление. Член царской семьи вдруг оказался в пустыне без почестей, слуг, богатства… Тут ничего не значил его статус и образование. Ему пришлось научиться пасти стада овец, и он женился на дочери местного священника. Моисея с полной уверенностью можно назвать неудачником. Он ничего не смог достичь в жизни. Он стал убийцей. Ему вынесен смертный приговор в Египте. Из высокопоставленной персоны он превратился в пастуха, что для египтянина было мерзким занятием (Быт.46:34). Он лишился перспективы и должен был доживать остаток дней в пустыне, а не во дворце. Моисей был сломлен и удручен. Этот надлом души Моисея выразился даже в имени его первого сына Гирсама, «потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле» (Исх.2:22). Однако Бог не списал неудачника Моисея. Бог даже сумел использовать сокрушение в сердце Моисея для формирования его благочестивого характера. Моисею понадобилось ещё сорок лет, чтобы достичь Божьей цели для него лично и стать самым кротким человеком на земле (Чис.12:3). Бог не просто не списал Моисея, но сделал его спасителем целого народа израильтян. Знал ли Моисей, убегая из Египта, о Божьем замысле для него? Нет! Был ли он неудачником в глазах других людей? Конечно! Оплакивал ли он свою неудачу в Египте? Несомненно! Многие-многие годы ему приходилось скитаться по пустыне в поисках пастбищ для овец своего тестя. Многие годы он размышлял о своей неудаче, сидя у костра или глядя на свою семью в шатре кочевника. Но Бог не такими глазами смотрел на Своего раба Моисея. Бог не добивал его и не вычеркнул из своих благих замыслов. Надежда Моисея помочь своему народу почти совсем угасла, но Бог снова раздул её в пламя огня.

Моисей был не единственным морально сломленным человеком, которого Бог укрепил и возвысил. Так же Бог укрепил боязливого Гедеона (Суд.6:11-16), услышал молитву не слишком благочестивого и ослепленного врагами Самсона (Суд.16:28-30), возвысил находящегося в шаге от виселицы Мардохея (Есф.8:1-2). Были ли эти люди просто счастливчиками, исключением из общего правила? Нет! Бог нелицеприятен и не использует двойные стандарты! Более того, Бог не добивал не только отдельных надломленных жизненными катастрофами людей, но и целый народ, народ Израиля.

В книге пророка Осии израильский народ представлен как неверная жена Господа. Израиль развратился и грешит. Процветает идолопоклонство, распространился обман, ложные клятвы, воровство, убийства, супружеская неверность и пьянство. Израиль потерял интерес к богопознанию, истине и милосердию. Бог оценивает их благочестие «как утренний туман и как росу, скоро исчезающую» (Ос.6:4-5). За все эти грехи Бог обещает наказание Израилю. Жители Израиля будут отведены в плен в Ассирию (Ос.10:6). Однако Бог, наказывая Израиль, не отвергает его и не желает уничтожить. Он наказывает, чтобы вернуть неверный Израиль к Себе. Во второй главе книги Осии Бог обещает лишить Израиль благополучия, праздников, безопасности. Но тут же Бог объясняется в любви и стремлении восстановить утраченные отношения с блудным народом. Бог как бы разводится с прелюбодейной женой, но потом снова восстанавливает этот расторгнутый брак. Начиная с провозглашения приговора, Бог скоро переходит к словам пылкого признания в любви к Израилю. Он трижды заявляет: «Обручу тебя Мне» (Ос.2;19-20). И этот обновленный брак будет вечным, чистым, добрым и верным. Вновь Бог показывает Свой характер, Своё нежелание доламывать надломленное и гасить тлеющее. Даже в гневе Он продолжает любить Свой народ и обещает ему восстановление.

Итак, Бог милует отдельных людей и целый народ, но все эти примеры относятся к представителям одного лишь израильского народа. Распространяется ли Божья милость и долготерпение на уверовавших из язычников в наше время? Да! Прекрасным примером этого является церковь в Сардах, к которой Бог обращается через апостола Иоанна в книге Откровение. Иисус строго отчитывает эту церковь, называя её мертвой (Отк.3:1). Лишь несколько человек из всей этой церкви удостоились Его одобрения. Эта церковь явно напоминала едва тлеющий льняной фитиль. Но Господь и такой церкви дает шанс на восстановление. Он не спешит стереть её с лица земли, но желает снова раздуть пламя на тлеющем фитиле. Господь взывает: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (Отк.2:2). Церковь уснула и похожа на треснувшую стену, которая вот-вот рухнет. Но Господь призывает верующих проснуться и начать реконструкцию. Стена покрыта глубокими трещинами, но ещё не рухнула. Бог побуждает её укрепить, пока ещё не слишком поздно. Для этого верующим нужно вспомнить что они слышали и приняли когда-то, хранить это и покаяться в своём отступлении (Отк.3:3). Сделать это они могут, взяв пример с тех, кто «не осквернили одежд своих». Если верующие в Сардах последуют этому повелению Христа, то им обещано прощение и вечное признание перед Богом (Отк.3:5). Бог не добивает Своих раненых!

Все верующие, как дети Божьи, призваны подражать своему Господу. Верующие стремятся исполнить это призвание. Однако порой они, как некогда и верующие в Сардах, уклоняются от истины и нуждаются в обновлении евангелием и покаянием. Один известный в российском братстве ЕХБ служитель провозгласил на молодежной конференции горькую действительность: «Баптисты – единственная армия, которая добивает своих раненых». Если бы это не был служитель с огромным опытом и знанием состояния дел в братстве, можно было бы просто отмахнуться от подобного заявления. Но его опыт и простое наблюдение действительности вынуждают с ним согласиться. Это печальная правда, требующая покаяния и исправления.

Как на практике может выглядеть такое добивание своих раненых? Служитель на молодежной конференции призывал пресвитеров церквей доверять подрастающей молодежи самые ответственные служения, чтобы молодежь могла учиться нести дальше евангельское учение. Он разумно предупреждал, что начинающие служение неизбежно будут ошибаться, не имея ещё опыта. Но тут же призывал служителей не бить молодежь по рукам в такие моменты. Пусть совершенная ошибка научит её не повторять. Но сколько же в наши дни братьев и сестёр, угасших для служения Господу, вследствие жесткого критиканства со стороны старших. Конечно, на ошибки стоит указать, но стоит и дать добрый совет как их избегать в дальнейшем. Это гораздо лучше «благочестивой порки».

Есть и другая возможность добить раненых. Порой верующие, видя чьё-то несчастье или даже Божье наказание за совершенный грех, стремятся подбодрить страдающего брата или сестру, но делают это настолько неумело, что только умножают их страдания. Они больше ковыряют легкомысленно чужую рану, чем смазывают её лечебной мазью. Никто не захочет идти к хирургу, который нигде не учился медицине. Никто в здравом рассудке не станет оперировать своего друга без надлежащих знаний и подходящих для этого санитарных условий, если есть возможность обратиться за квалифицированной помощью. Почему же к лечению души мы относимся порой так легкомысленно? Не гораздо ли душа человека важнее и ценнее его тела? Разве душевные раны и страдания легче физических? Неужели душа устроена примитивнее организма человека? Сколь же трепетно и внимательно тогда стоит лечить раны души! Невозможно просто процитировав один-два текста из Писания, считать себя прекрасным душепопечителем. Души исцеляет Господь! Поэтому молитва о страдающем брате или сестре будет зачастую гораздо эффективнее, чем неумелые попытки его вразумить. Легко поставить на брате клеймо «гордый» или «глупый», или «лицемер», но какая от этого польза? Если не помочь человеку решить его проблему или освободиться от греха, то какая польза от оценки причины его переживаний? Безусловно, не стоит просто перекладывать всю заботу о таких раненных на плечи более опытных старших братьев. Они и без того перегружены. Но стоит изгнать равнодушие и легкомыслие из своего сердца, помогая надломленному человеку. Именно такой пример мы видим во Христе. Он никогда не отворачивался от чужой беды и никогда при этом не действовал легкомысленно. Учась у Господа, нам стоит как  можно скорее исправить ситуацию в братстве, чтобы уже никто не имел основания повторить слова «баптисты – единственная армия, добивающая своих раненых».

Похожие статьи

Comments are closed.