Библии не было до IV века? Расселл Филлипс

Тезис звучит так: Библии не было до IV века. Библия якобы была составлена на Первом Вселенском соборе 325 году в городе Никее и позже. А до этого была церковь, которая, собственно, и написала Библию и признала канон Библии (что входит, а что не входит в Библию) и авторитет Библии. Нечего верить в Библию, если не веришь в церковь, которой она «принадлежит».

Так ли это? Нет, конечно. 

Давайте разберемся, начиная с IV века. Что тогда случилось? В IV веке окончательно решился вопрос о каноне Нового Завета. Афанасий Великий в окружном пасхальном послании 367 г. провозгласил тот канон, который сегодня повсеместно принят. Между прочим, Афанасий и те соборы, которые подтвердили канон, не придавали авторитет каким-то книгам, а признали авторитет этих книг. С конца IV века уже был полный канон у всех.

А до этого? Возьмем, к примеру, Оригена (III век). Он жил в III веке и много написал о христианской истине. А на каком основании он это делал? Естественно, на основании Священного Писания. Ориген в своих беседах (мы бы сказали «экспозиционных проповедях») по порядку проходил целые книги Нового Завета. На тот момент были еще спорные книги, и некоторые неканонические книги еще использовались. Он пишет о том, что для некоторых спорны послание к Евреям, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна, Иакова, Иуды, также как и впоследствии неканонические послание Варнавы, Пастырь, Дидахэ, Евангелие от Евреев. Но, читая беседы Оригена, редко сталкиваешься с каким-то доводом, основанным не на канонической Библии.

Веком раньше жил Ириней Лионский. Он считается отцом богословия, в частности восточно-христианского богословия. Была ли Библия у Иринея? Естественно, была. В своих трудах, такие как «Против Ересей», он излагает такие тексты, как Ефесянам 1:10. Скорее канон у Иринея так называемый канон Муратори (фамилия того археолога, который открыл этот канон). Туда входили все четыре евангелия, Деяния Апостолов, все послания Павла (но без послания к Евреям), 1 Петра, 1 Иоанна и Откровение. Ириней считал «Пастырь Ермы» священным писанием, хотя не включал его в список апостольских писаний.

(Примерно к этому времени относится так называемый канон Муратори, в который входят все впоследствии канонические книги кроме Евреям, Иакова, 1 и 2 Петра, 3 Иоанна. Туда входили и «Мудрость Соломон» и «Откровение Петра».)

Еще раньше жили и трудились Мужи Апостольские, такие как Игнатий Антиохийский и Климент Римский (конец I века/ начало II века). Они были без Библии? Никоим образом! Они больше цитируют Ветхий Завет, но они также ссылаются на такие места, как послания к Коринфянам, к Филиппийцам, к Евреям и Иакова и на тексты из синоптических Евангелий (Матфей, Марк, Лука).

А до Мужей Апостольских, то есть до конца I века? Сами Писания были написаны Апостолами и их помощниками в течение этого первого христианского столетия. У Римской церкви было послание к Римлянам, у христианской диаспоры в Понте было 1 Петра и так далее. Самим последним было написано Евангелие от Иоанна (ок. 100 г.). У нас даже есть фрагмент этого Евангелия, которое датируется 125 г. н.э.

А до этого? Что насчет времени от событий до того, как был записан текст Нового Завета? Первые максимум 30 лет, возможно, не было письменных текстов, а было устное учение Апостолов. Это то же Слово Божье, что и потом было записано в Новом Завете, но пока еще в устном виде. Судя по таким текстам как Деяния 10:36-43, то это устное Евангелие имело стандартную структуру, чтобы запомнить и передать. Потом это устное учение было запечатлено в Новом Завете, чтобы достичь новых слушателей и читателей, и чтобы запечатлеть устное свидетельство Апостолов перед тем, как они отошли в вечность.

Из этого мы можем смело сделать вывод, что церковь Христова никогда не была без Слова Божьего, ведь она и родилась от Слова, которое было «сначала проповедано Господом», а потом и Апостолами и другими. Уже к концу I века христианские мыслители цитируют книги Нового Завета, а чем дальше, тем точнее был установлен канон.

Похожие статьи

Comments are closed.