Библейский портрет Садока, Рехвальд Г.Г.

Если мы зададимся вопросом о географическом или политическом происхождении Садока, то не сможем найти ответ, откуда он. Но те данные, которые оставили нам библейские авторы, помогут нам познакомиться с этой исторической личностью.

В книгах Царств Садок упомянут, но без подробного родословия. Порой, в историческом повествовании должностные лица из царского окружения расположены на заднем плане. Это, например, справедливо относительно начальников при царе Давиде, родословные которых также не упоминаются (Сераия: 2 Царств 8, 17; Адорам: 2 Царств 20, 24; Ира: 2 Царств 20, 26; Ахисар: 3 Царств 4, 6). Но когда в тексте есть богословский акцент, тогда родословие имеет значение, и это относится и к Садоку. Книги Паралипоменон (1 Парал. 6, 1 – 8; 6, 50 – 53) и книга Ездры (7, 2 – 5) упоминают Садока в родословии Аарона.

Самую раннюю запись о Садоке можно найти, когда говорится о сторонниках Давида в Хевроне (1 Парал. 12, 28). Но его имя здесь приводится без родословной. Идентичность этого имени со священником Садоком здесь не обязательна, но вероятна. Некоторые факты говорят в пользу того, что летописец внедрил Садока в этот текст в связи с происходившими событиями в Хевроне. В списке перечислены все по племенам, кроме двух. От племен Левия упоминаются ещё два отдельных лица. Иоддай – глава от племени Аарона, он представитель от лица Первосвященников. Упоминание Садока отдельно имеет смысл лишь тогда, когда он тоже представляет выдающуюся личность. Для основателя будущей линии Первосвященников это очень кстати, а также в свете участия в учреждении Давида, как царя.

Молодой возраст Садока также согласуется с тем, что он нес служение до начала царствования Соломона. Его становление Первосвященником произошло через 33 года после того, как он участвовал в событиях в Хевроне.

Первый раз Садок появляется в повествовательном тексте. Это случилось, когда Давид собирал народ во второй раз, чтобы перенести ковчег после того, как первая попытка провалилась (1 Парал. 15, 11). Давид призвал его вместе со священником Авиафаром и другими начальниками Левитов, чтобы нести ковчег. После успешного перенесения ковчега в Иерусалим, Давид поставил священников. Он поставил Садока для служения в Гаваоне (1 Парал. 16, 39), а Авимелеха для служения в Иерусалиме (2 Царств 8, 16). Такое распределение не было произвольным решением Давида. Хотя в этих двух городах совершались жертвоприношения, между ними были различия. В Гаваоне находились «скиния Господня, которую сделал Моисей в пустыне, и жертвенник всесожжения» (1 Парап. 21, 29). В Иерусалиме же находился только ковчег. Скиния в Иерусалиме не была оригиналом, она была сделана Давидом (2 Царств 6, 17).

Три предмета – скиния, жертвенник и ковчег – играли важную роль в Законе. Они являлись необходимыми элементами в жертвоприношении. Ветхозаветное богослужение знало пять основных жертв.[1] Среди них всесожжение является главной жертвой израильского культа. Это была та жертва, которую приносили постоянно, которую приносили вместе с другими жертвами. Она символизировала полную преданность приносившего жертву человека Господу. Именно это постоянное жертвоприношение позволяло обществу завета сохранить общение со святым Богом, несмотря на человеческую склонность грешить. Место для жертвы – жертвенник (Втор. 12,27), и это является причиной того, что Гаваон стал главным местом в культовом служении. Именно там находился тот жертвенник, который использовался для всесожжения, центрального обряда Заветных отношений завета с Богом.

Но не только служение у алтаря в Гаваоне было тем главным, что больше всего выражало общение с Богом и верность Ему. Мы читаем, что Бог отнял от дома Илии эти обязанности(1 Царств 2, 27 – 35). По этой причине Давид не мог поставить Авимелеха, потомка Илии, чтобы он совершал это служение. Он определил ему другие обязанности у ковчега, а служение у алтаря поручил Садоку.

Когда Давид покинул Иерусалим во время заговора Авессалома, Садок с другими Левитами нес ковчег. Гаваон находился в 8 км на северо-запад от Иерусалима, так что Садок мог быстро добраться туда. Но Давид отправил его самого, его сына Ахимаса, а вместе с ними священника Авиафара и его сына обратно в Иерусалим (2 Царств 15, 24 – 27). Там они могли быть более полезными для Давида. Давид полагался на то, что Бог позволит ему вернуться. Священникам он повелел вернуться к служению в святилище (2 Царств 15, 25).

Садок и Авиафар посылали из Иерусалима своих сыновей, чтобы известить Давида о намерениях Авессалома (2 Царств 17, 15 – 17). После смерти Авессалома, Давид обратился к священникам с просьбой о помощи. Он просил их, чтобы они ободрили старейшин народа и возвратили его на царский престол(2 Царств 19, 11).

Следующий кризис в царстве Давида не заставил себя долго ждать. Примерно через пять лет после смерти Авессалома другой сын Давида, Адония, захотел сделать себя царём. Но и в это трудное время Садок оказался верен Давиду (3 Царств 1, 8). Затем, по царскому повелению, он помазал Соломона царём (3 Царств 1, 39).

На последнем году жизни Давида, Садок с Авимелехом принял участие в распределении служителей для храма (1 Парал. 24, 3). Садок короткое время ещё служил при Соломоне. Соломон назначил его главным священником, после того, как сместил Авиафара с этой должности (3 Царств 2, 35). Садок был уже слишком стар, чтобы дожить до строительства храма.

В лице Авиафара и Садока мы видим, как закончилась одна династия Первосвященников и появилась новая. В обобщении о начальниках Соломона (3 Царств 4, 2 + 4) о них есть упоминание лишь благодаря тому, что они играли важную роль в развитии священства. В завершение истории о Садоке мы находим, что Первосвященником в храме Соломона стал Азария, внук Садока.

[1] Всесожжение (Лев 1), заклание (Лев 4,1), хлебное (Лев 2), мирная (Лев 3,3), повинность (Лев 5,14)

Похожие статьи

Comments are closed.