Библейские заветы, Федоткин М.Г., интервью

Федоткин Максим Григорьевич, выпускник НББС, преподает курс “Библейские заветы”. Он рассказал об особенностях этого курса и его значении для современной церкви.

В рамках предмета «Библейские заветы» мы рассматриваем, как Бог действует в истории этого мира в свете Библии. Завет – это некоторый договор или союз, заключенный между двумя сторонами. Обычно при заключении союза между двумя людьми оговариваются некоторые условия и требования к участникам сторон. И это необходимая часть договора. Например, когда вы приходите в банк брать кредит, вам предлагаются некоторые условия, с ними вы можете согласиться или отказаться. Но договор между Богом и человеком обычно не обсуждался. Бог настолько велик, Он настолько выше человека, что все Его требования принимались изначально, априори, без всяких обсуждений. Изучение библейских заветов позволяет взглянуть на историю человека в рамках того, как Бог действует в истории мира, в жизни отдельных людей. Такой подход интересен тем, что позволяет увидеть действия Бога не как ситуационные реакций на те или иные события в жизни человека, не как спонтанные решения по Своей прихоти, но это каждый раз достаточно последовательные и вдумчивые действия. Можно увидеть, что многие Божьи дела – это воплощение обещаний, данных Богом в рамках заключенных с людьми заветов. Мы рассматриваем семь заветов: Ноев, Авраамов, Моисеев заветы, завет во Второзаконии, Священнический и Давидов заветы, и последний, Новый завет, о котором идет речь в книге пророка Иеремии. Можно увидеть, как все последующие заветы строятся на основании предшествующих.

В основе всех заветов лежит Ноев завет: о незыблемости творения; о том, что день и ночь будут постоянно сменять друг друга; что времена года будут следовать друг за другом, а сеяние и жатва не прекратятся. Это становится основанием для Бога совершать Свои дела и для человека дает уверенность, что Творец не допустит уничтожения всего живого водами потопа. Авраамов завет служит основой для создания Божьего народа Израиля. Господь избирает Авраама, заключает с ним завет о том, что он будет родоначальником великого и славного народа, через который Бог будет благословлять весь остальной мир. Основой этого завет был Ноев завет: так как творение будет существовать веками, доколе будет существовать эта земля, то и Авраамов завет будет длиться столько же. Затем идет Моисеев завет, где Бог уже исполняет то, что обещал Аврааму: Он создаёт народ, выводит его из Египта. Далее Бог заключает с народом особый договор, регламентирующий отношения как с Самим Богом, так и отношения внутри общества Божьего народа, то есть социально-экономические и политические отношения. Последующие заветы, например, во Второзаконии, по сути, являются повторением Моисеева закона, но заключенные теперь с новым поколением Израиля. Они на протяжении 40-ка лет блуждали по пустыне, что стало следствием отказа войти в Обетованную землю при первом к ней приближении. Бог наказал непокорное поколение тем, что они умерли по пути, а теперь новое поколение приблизилось к земле Ханаанской, расположившись на равнинах Моавитских. Моисей снова повторяет закон, данный на горе Синай, снова призывает Израиль быть послушным закону. Но теперь можно заметить несколько дополнений, когда даны, например,  не просто 10 заповедей, а и то, как эти заповеди уже работают в среде народа. Так Моисей  расширяет и поясняет значение закона. В этом смысле Второзаконие – тот же самый Моисеев закон, только с большим пояснением и уточнениями, учитывающими 40 лет, когда Израиль неоднократно отступал от Бога. Эта книга заканчивается песней Моисея, которой он научил израильский народ. В ней говорится, что будет с народом, когда люди отступят от Бога.

Следующий завет – это священнический завет. Его Бог заключил с Финеесом, когда тот остановил поражение Богом израильского народа за отступление от поклонения Богу. Они стали поклоняться Ваал-Фегору, чужому богу, вступали в сексуальные отношения со жрицами этого культа. Писание описывает случай, когда народ плакал перед Богом, тогда Финеес, внук Аарона священника, зашёл в палатку, где один из начальников блудил с язычницей, и убил их обоих. Так было остановлено поражение в народе израильском. За это Бог обещал ему вечное священство. Можно увидеть, что этот завет является исполнением обещанного Богом в Моисеевом завете: что будут посредники между израильским народом и Богом – это священники из колена Левия.

Далее мы рассматриваем завет с Давидом о вечном царстве, где Бог обещает ему, что не прекратится царствование потомков Давида на престоле в Иерусалиме. Здесь также исполняется Моисеев завет. Бог через посредничество царя, как Его наместника на земле, помогает Своему народу исполнить предназначение, ради которого он был избран. А если смотреть сквозь века, то Иисус Христос, будучи потомком Давида, исполнил это предназначение и является тем семенем, через которое Бог исполнил все обещанное.

Итогом всех заветов и, можно даже сказать, их исполнением является Новый завет в книге пророка Иеремии. Бог обещает вложить закон, данный через Моисея, в сердце человека, в сердца своего народа, чтобы они могли в совершенстве исполнить то, что Бог обещал.  Получается, что ни один из заветов не был отменён, ни один завет не был упразднён, но все они поддерживают друг друга и строятся один на другом. А в итоге все они, от Авраамова до Давидова, исполняются в Новом завете, провозглашенном через Иеремию.

Когда мы смотрим на всю историю израильского народа, а эта история еще не закончилось со смертью Христа и после разрушения храма, так как она ещё продолжится в Тысячелетнем царстве, то можно увидеть, что всё в этом мире происходит согласно Божьему замыслу, выраженному в этих заветах. Таким образом, нет ничего случайного, ничего не предусмотренного Богом. У Него каждое действие направлено на исполнение и проявление праведности и верности Бога в отношении заключенных Им заветов. Господь избрал способ взаимодействия с человеком, выразив его в заветах. Если посмотреть на все эти договоры, то практически все заветы не имеют никаких условий. Бог гарантирует их исполнение Своей верностью и Своим существованием. Многие заветы содержат благословения и проклятия, зависящие от послушания и непослушания. Эти условия – это не условия вхождения в заветные отношения, а лишь условия получения благословений, либо проклятий. При этом и благословение, и проклятие являются частью этих заветов. Поэтому получается, что когда израильский народ, а затем и цари будут верны Закону, то Бог будет прославлен через благословения; если окажутся неверными, то Бог будет прославлен через наказание. В любом случае Бог будет прославлен. Верность Бога завету останется незыблемой. Это вселяет уверенность в словах Господа, в Его обещаниях. Верующим в Него Он обещал вечное царство и пребывание вместе с Ним. Когда мы прослеживаем в истории, как Бог последовательно исполняет Свои обещания, проявляет верность Своим заветам, это успокаивает, что всё сказанное о нас тоже будет исполнено. В таком свете это очень ценный взгляд на историю отношений человека с Богом и на жизнь человека в целом.

Если говорить о заветах, заключенных от Авраама, то это договоры, заключённые именно с израильским народом. Но особенность в том, что цель избрания Авраама и, как следствие, цель избрания Израиля заключалась в распространении Божьих благословений на всех остальных людей. Задачей Израиля было привести все другие народы к познанию Бога и к поклонению Ему. Когда же мы говорим о Новом завете, то после его исполнения Израиль будет способен выполнять эту задачу. А сейчас, как и до Христа и во время Его воплощения, у Израиля нет такой способности. Сегодня Израиль приравнен к другим языческим народам, он не лучше и не хуже их. Что касается церкви, то она не является заменой Израиля. Есть очень большие отличия между церковью и Израилем, начиная с отношений с Богом, способом обретения спасения и во многом другом. Апостол Павел в этом плане очень хорошо сказал в послании к Римлянам, что евреи были отвергнуты во времени, не навсегда. Получается как некая пауза: история израильского народа продолжалась до разрушения храма, теперь пауза, а, начиная с последний седмицы в книге Даниила, начнется возвращение и восстановление израильского народа. Этот народ пройдёт через трудности и испытания, будет восстановлен и спасен Богом, затем Бог заключит с ним Новый завет. А мы, как церковь, входим в Новый завет, благодаря связи с Иисусом Христом. Он заключил этот Новый завет, а Писание говорит, что мы во Христе Иисусе и поэтому наследуем благословения этого завета.

Похожие статьи

Comments are closed.