Библейские основания по душепопечению. Сессия магистратуры

С 23 по 27 апреля в семинарии прошел курс по предмету «Библейские основания по душепопечению». Преподавателями были Эрни Бейкер и Эрик Мокк.

Эрни Бейкер является пастором по душепопечению и наставничеству в Первой баптистской церкви Джексонвилля, штат Флорида. Он также является профессором Библейского консультирования в Мастерс университете (The Master’s University) и членом совета Библейской коалиции душепопечения (Biblical Counseling Coalition). Он имеет большой опыт в решении духовных проблем. Его целью является также наставничество других служителей в сфере библейского консультирования.

Приводим вашему вниманию выдержки из его статьи «Значение греха в психологии»:

 

Определение диагноза — залог успеха

При обращении больного к врачу, крайне важно поставить правильный диагноз больному. В ином случае — время, энергия, эмоции, деньги — будут уходить лишь на лечение симптомов. Этот же принцип действует и в душепопечении. Работая с личными проблемами человека, также необходимо понять их суть и составить правильный план лечения. Для правильной постановки диагноза в личных проблемах у людей — важно иметь Библейское понимание причин того, что правильно, а что нет. Об этих причинах, мы можем узнать ясно в книге Бытие 3 главе. Все детали этой главы напрямую относятся к социальным наукам.  По сути, смысл, причины и следствия, описанные в этой важной главе Писания, лежат в основании здравого душепопечения. Здесь дано объяснение мириадам человеческих проблем.

Среди всей боли и замешательства современного общества, наши культуры отчаянно пытаются понять и объяснить, почему люди совершают те или иные поступки. Но важно задать вопрос, который задал доктор Карл Меннингер: «Что стало с грехом?». Он,  будучи известным психиатром, написал: «Когда-то это слово у каждого человека было на слуху. Сейчас мы слышим его крайне редко. Его можно услышать только от слабоумного, больного, преступника или от спящего». Затем он задает следующий вопрос: «Что же, теперь ничего нельзя считать грехом?» (Karl Menninger, Whatever Became of Sin?, New York: Hawthorn, 1973, стр.13–14). У меня возникают те же вопросы. Настолько ли извращено людское сознание, что теперь люди не признают существование душевных проблем, а лишь наличие  умственных болезней? Неужели в наше время люди считают понятие греха примитивной идеей? Как учение о грехе должно влиять на наше понимание и определение «психического здоровья»?

Говорить о связи греха и умственного состояния человека очень непросто. Это звучит грубо.  Но это не мной придумано. Мое искреннее желание – быть сострадательным (Кол 3:5), снисходить к другим с любовью (Еф 4:2) и помогать другим найти корень их проблем. Но для правильного плана лечения необходимо поставить правильный диагноз. Поэтому необходимо объяснить, насколько важно буквальное понимание греха в этой сфере. Библейский подход в душепопечении строится на понимании учения о грехе и его влиянии на человечество.  Несмотря на правильные наблюдения и сильную физическую составляющую в психологии, диагноз не может быть точным, если не учитывается нематериальная составляющая человека, если нет понимания того, как она извращена грехом. Наша культура хватается за ответы, но нет единства в вопросах этиологии -источнике болезни. Причина этого в том, что люди не живут по библейским правилам.

В современном мире для решения человеческих проблем в первую очередь обращаются к психологии. Большинство учебников по психологии скажут так: «Психология – это наука, занимающаяся научным изучением поведения и психических процессов…». Фраза «поведение и психические процессы» имеет широкое значение. Она включает в себя не только поступки людей, но и их мысли, эмоции, восприятие, мышление, память, даже биологическую деятельность, включая функционирование тела. Большинство согласится с этим определением. В то же время, существует множество различных теорий объясняющих, почему у конкретного человека определенное поведение и определенные психические процессы. У каждого подхода есть своя методология. Она определяет, каким должно быть решение проблем. Вдобавок  у каждого психолога есть свое понимание греха. В конечном итоге, человеку предлагается переориентировать свои мысли и желания. Но ведь такие изменения предполагают гораздо более сложный процесс. Не так просто перепрограммировать самого себя. В послании к Титу 3:3, апостол Павел называет людей «рабами похотей и различных удовольствий». И действительно, многие люди умом понимают, как нужно поступить правильно, но их желания оказываются сильнее их мыслей. Часто можно услышать, что биология человека эволюционирует, но при этом греховная природа не оказывает на неё никакого влияния. Светские психологи не имеют согласия даже в общих вопросах относительно человеческой природы. Существует множество различных подходов в попытке объяснить, что не так с человеком и почему существует зло. «Психо» — это психическое состояние человека, без всякого намёка на нематериальную составляющую человека. Да, человек — существо социальное, но сегодня человеку недостаёт главных первичных отношений. Ими являются отношения с Богом, ведь, согласно Библии, человек был создан именно для этого.

Причина проблем – извращение поклонения.

Чтобы понять, почему у человека проблемы в отношениях с Богом, нужно понять, как и почему они были разрушены? Читая об Адаме и Еве, мы можем увидеть, что: «…увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…»(Бытие 3:6). Всем своим существом люди приняли решение нарушить повеление Господа. Внутренняя их составляющая активно участвовала в ответной реакции на внешнее действие искушения. Змей оказал давление на Еву, она повлияла на Адама, а он, осозновая, что делает, восстал против Божьего повеления. Адам и Ева не были жертвами обстоятельств, непреднамеренно возникших в окружавшей их среде. Наоборот, они стали активными участниками. Они приняли решение исходя из своей рациональной и эмоциональной составляющей. Их желанием было «стать мудрыми», стать как боги, «знающие добро и зло» (Бытие 3:5). Желание вкусить плод разожгло их эмоции. Произошла проверка их верности и посвящения Богу. Их внутренний человек был смущен, и они не устояли. Они могли сказать нет, но не сказали. С тех пор, сердце каждого человека испорчено. И теперь, все мы живём в глубоком «похмелье» от событий, описанных в 3-ей главе книги Бытие! Адам и Ева нарушили Божье повеление, и, вследствие этого, возникло множество человеческих проблем.

Г.К. Бил в своей книге «Мы становимся тем, чему поклоняемся» (We Become What We Worship: A Biblical Theology of Idolatry, G. K. Beale, InterVarsity Press) делает важное наблюдение о событиях, произошедших в Эдемском саду. Он пишет о том, что эта глава говорит о природе идолопоклонства. Она объясняет, что «Адам перестал быть посвященным Богу и отражать Его образ. Вместо Бога он стал почитать что-то другое. Он стал уподобляться своему новому предмету поклонения. В этом и заключается вся суть греха. Адам, отвернувшись от Бога, перестал поклоняться Ему. Вместо этого он избрал другой предмет для поклонения и ему стал уподобляться».

Теперь, в сердце человека поселились желания и страсти,  пронизанные грехом (Мф. 5:28; Рим. 1:24; Иак 3:14). Но через Библию, Бог учит человека истинному поклонению. Он говорит о том, как и что надо любить, на что надеяться и во что верить. Он предостерегает нас от ложной любви и пустых надежд (Пс. 32:13-22; Матфея 22:37-40; 1 Тим. 6:17; 2 Тим.3:1-4). На этом должен строиться уклад жизни, принятие решений и эмоции каждого человека.

Чтобы помочь человеку расти и меняться, нужно помочь ему увидеть самые сокровенные причины его проступков. Люди страдают не только от проблем личности, они, в первую очередь, страдают от неправильного поклонения. Писание свидетельствует нам о том, что влечения, появившиеся в результате грехопадения, окрепли, укоренились и стали управлять человеком (см. Титу 3:3). Дэвид Паулисон ясно показывает, почему мы должны понимать такое толкование человеческой природы. «Если мы хотим помочь людям открыть свои уши и глаза для Бога, то нужно понимать какую альтернативу предлагают им их боги. Эти силы и их влияние не определяют и не оправдывают наши грехи. Они создают и питают канал, которым усиливается греховность человека» (Idols of the Heart and “Vanity Fair” by David Powlison).

Решение проблемыЕвангелие, которое радикально преобразовывает жизнь

Чудеса случаются! Крест Христа избавляет от порабощающих нас похотей и желаний (Титу 3:3; Рим 6). Он возвращает нашему сердцу порядок в поклонении. Крест не только несет нам послание надежды о том, что однажды мы будем на небесах. Он — послание надежды, избавление от тирании греха, освобождение от господства укоренившихся похотей и желаний. Эта удивительная благодать впервые была обещана людям сразу после непослушания Адама и Евы (Быт 3:15). Христос пришел, чтобы разрушить дела дьявола (1 Иоанна 3:8). После нашего покаяния, Всемогущий Господь освободил и продолжает освобождать нас от губительной власти сатаны и греха (Кол 1:13). Он восстановил поклонение Царю.

Спасение возможно! Благодарение самому прославляющему Бога Человеку, когда-либо жившему на земле, — нашему Спасителю.  Он – совершенный пример поклонения. В силе Евангелия и мы также можем стать подобными Ему. В Новом завете ясно показано, что в этом заключается цель прогрессивного освящения (Рим 8:29; 2 Кор. 3:18). Мы сотворены по образу нашего Спасителя. Мы восстановлены в послушание, основанное на любви. Цель креста для нас в том, чтобы «…облечься в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол 3:10). Дух Святой делает нас способными к этому. Он мотивирует нас доверять характеру Спасителя и уповать на Него (Рим 15: 4-5, 13). Наше призвание — радоваться в Нём, воспевать хвалу Творцу вселенной, вместо того, чтобы поклоняться тем пустым вещам, которые предлагает этот мир. Теперь образ Божий  восстановлен в человеке. Это значит, что разум, воля и эмоции могут измениться силою Евангелия. Это чудесное послание надежды говорит не только о вечности. Оно применимо к страданиям и борьбе, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Вспомните свое личное свидетельство. Как Евангелие изменило вашу жизнь? Кто стал объектом вашего поклонения? Чему вы посвящаете себя? Что любите? Ради чего готовы жертвовать? На что надеетесь?

Как это происходит на практике?

Своим студентам я всегда говорю: «Если ложное поклонение – причина проблем, значит истинное поклонение — это их решение, оно упорядочивает сердце». Духовный рост зависит от того, насколько мы живем жизнью истинного поклонения, Дух Святой делает это возможным (2 Кор 3:18). Беспорядок жизни вытесняется порядком, когда внутренний человек живет под влиянием силы Евангелия и живого Слова Божьего (Евр 4:12). Послушание основано на любви, вера — на доверии Творцу и Спасителю (Иоанн 15:10).

На практике, задача библейского душепопечителя — помочь подопечному понять, что произошло с его внутренним человеком. Нужно задавать вопросы, касающиеся сердца.  С их помощью нужно показать, как Писание оценивает его мысли и намерения (Быт 6:5; Евр 4:12). Такие вопросы должны помочь увидеть реальные ценности человека, ради которых он живет. Его жизнью могут управлять одобрение людей, материализм, любовь к комфорту, удовольствие и иные сильные желания.  Взамен этого нужно показать Библейскую альтернативу, дать практическое домашнее задание, чтобы закрепить библейские истины и начать применять их в жизни (Мф 7:24). Этот процесс требует работы мысли и воли. Нужно показать, как меняется поведение в результате следования за Христом (Мф 28:20).

Заключение

С точки зрения Библия мы живем во времена наивности относительно понимания человеческой природы. Несмотря на все научные достижения в сфере исследования человеческого мозга, люди не используют ключевой фактор для понимания действительности — они не принимают учения о грехе.  Без понимания событий 3 главы книги Бытие, этого решающего момента в истории человечества, люди никогда не смогут полноценно понять, что происходит в человеке.  В этом не помогут даже самые передовые исследования в неврологии и психологии. Результат грехопадения ежесекундно оказывает влияние на жизнь человека, и это в полноте объясняет всё, происходящее в мире. Можно согласиться с переживаниями д-ра Меннингера о том, что «страшные последствия ждут общество, не принимающее реальность греха». Он сказал: «Понятие вины и греха, ранее служившие для сдерживания агрессии, теперь стало размываться. Люди считают, что не стоит так переживать за проступки, а, следовательно, любое чувство личной ответственности (или вины) стало неуместным»( Karl Menninger, Whatever Became of Sin?, New York: Hawthorn, 1973, стр.177).

3-я глава книги Бытие по-прежнему остается актуальной для антропологии в общем и для психологии душепопечения в частности. Боюсь, что в желании проявить сострадание и помочь людям справиться с их трудностями, мы можем, неверное, только  диагностированием состояния их души, ставшем этому причиной. Поэтому, задача библейского душепопечителя не только в том, чтобы «докопаться» до корня этих проблем. Его задача, и это крайне важно, —  иметь точное понимание событий, ставших причиной греховности. Его задача — привести к истинному поклонению, которое поможет правильно оказать духовную помощь человеку.

Пусть милосердный Господь покажет церкви значимость происшедших в Эдемском саду событий, чтобы мы помнили об этом в своих стараниях помочь людям в решении их личных проблем!

Магистратура

Comments are closed.