Библейская этика и церковь. Герхард Рехвальд

Слово «этика» происходит от греческого слова «ethos», которое означает обычное или привычное поведение. Библейская этика может быть определена, как образ жизнь верующего в соответствии с нормами Писания.

Основание всей библейской этики заложено в нравственном качестве Бога. Бог Библии – это Бог нравственности (1Петра 1:16). Верующие должны подражать Богу (Еф. 5:1), а тем самым и Его качествам. Библейская этика предназначена для того, чтобы отображать Божью святость в тех, кто исполнен Святым Духом и следует учению Библии о нравственности.

Это ведет нас прямо к находящимся в нашем распоряжении источникам, которые укажут нам правильное направление при решении нравственных задач.

Первый источник, как уже упомянули, Библия. Библия – это основание для жизни Церкви. Она и является основанием для христианского подхода при принятии решений в вопросах нравственности. Фундаментальным принципом протестантизма является непререкаемый авторитет Писания в вопросах веры и богослужения.

Библия рассказывает о замысле Бога относительно Его народа. Таким образом, главная сфера нравственной заботы не характер индивида, а совместное послушание Церкви. Община в своей совместной жизни призвана воплощать альтернативный порядок, который служит знамением Божьего замысла о мире (Рим. 12:1-2).

Многие новозаветные тексты описывают разные грани этой общины:

Церковь – это тело Христово (1Кор. 12:4-31). Через церковь, т. е. телом Своим, Христос продолжает жить в нашем мире.

Церковь – это храм Божий (1Кор. 3:16). Здесь живет и действует Дух  Божий, который руководит верующими.

Так как христианин не существует в изоляции от других верующих, Церковь играет жизненно важную роль в том, как он принимает решения в нравственных вопросах. Сообщество веры – это среда, в которой человек приходит к познанию Христа и начинает жить как Его ученик. Являясь членами церкви, христиане делают выбор в вопросах морали, а церковь помогает им формировать их нравственные суждения.

Отдельный верующий принимает свои нравственные решения как часть органического большого тела, т.е. тела Христова. Тело в своей очереди создает окружение и атмосферу, в которой мы думаем, чувствуем и совершаем свои поступки. Делая выбор, мы принимаем во внимание, как учение церкви, так и влияние своих действий на жизнь церкви.

Такое взаимное влияние (см. Еф. 4:16) невозможно ограничить организационной формой. Церковь – это не формальное общение в воскресенье утром. Она в первую очередь живое общение верующих в Иисусе Христе. Её сущность в отношениях. Это принятие реальности того, что происходящее с одним – происходит со всеми, что поступок одного оказывает влияние на всех (Рим. 12:15).

Рождение свыше, рождение от Святого Духа, присоединяет нас к этой общине (1 Кор. 12:13). Не существует общения с Богом без общения с Божьими детьми. Это общение является тем местом, которое Бог предназначил для каждого верующего для того, чтобы мы были дающими и принимающими благословения. Мы учимся друг у друга, совместно познаем волю Божью, принимаем решения, учитывая мнение других, и действуем сообща. Это не означает, что внутри церкви нет места разнообразию, или что мнение большинства всегда правильно, и оно правит всем. Это значит, что каждый является частью общины. Живя в общине, верующий получает наставления, помнит о ней, когда принимает решение, получает направление и побуждение к активным действиям.

Святой Дух не только ведет нас к единству. Он есть руководитель верующего в его ежедневном хождении перед Богом (Рим. 8:14). Многие рассматривают это руководство лишь в рамках личного, индивидуального опыта. Хотя Бог на самом деле общается с каждым верующим в отдельности и лично, нельзя забывать, что мы живем в обществе. Наш опыт познания Духа Божьего существует внутри сообщества веры. Поклонение Богу, изучение Писание, служение друг другу, размышление и принятие нравственных решений, все это происходят в общение тех, с которыми мы объединены через одного Духа. Жизнь в Духе влечет за собой ощущение близости Бога, общение с другими верующими и совместное посвящение истине, которая объединяет людей в присутствии Божьем.

Библейская этика, уходящая корнями в Божью премудрость (1Кор. 2:8-13, 15-16) и отражающая Божью точку зрения, раскрывается в Библии. Понимание этой точки зрения дается через Духа Божьего и веру (Евр. 11:1-3). А Церковь поставлена Богом для того, чтобы осуществлять Его замысел в этом мире. В ней Святой Дух ведет верующего к воплощению воли Божьей. Не в стихийных откровениях, а во взаимной поддержке от других верующих, которых Бог для этого и поставил.

Церковь сама по себе является частью этой воли Божьей. И в то же самое время она является местом и средством осуществления Его воли. Библейская этика развивается в Церкви, живет в Ней и распространяется членами Церкви.

Похожие статьи

Comments are closed.