Бегство, Кузнецов С.Г.

На страницах Ветхого Завета записана история одной рабыни. Она была рабыней у состоятельного человека. Более того, её хозяин имел близкие отношения с Богом. Этой рабыней была египтянка Агарь. В книге Бытие ей посвящено несколько эпизодов.

Первое упоминание об Агари встречается в Быт.16. Она названа служанкой Сарры, жены Авраама. Поскольку Сарра многие годы была бездетна и не могла родить Аврааму наследника, то по существовавшей в то время традиции, она предложила мужу зачать наследника от своей рабыни. Авраам поступил по совету супруги, и вскоре Агарь забеременела. Интересно то, что уже в следующем же предложении после упоминания о факте зачатия, описано радикальное изменение поведения Агари. Она стала презирать свою госпожу и насмехаться над ней (Быт. 16:4). Такое поведение рабыни обидело и разгневало Сарру. Пожаловавшись мужу и получив его одобрение, Сарра стала притеснять свою рабыню. Как же на это отреагировала Агарь? Исправила ли она своё поведение? Нет! Агарь сбежала. И тут начинается самое удивительное! К Агари, сидящей у колодца воды в пустыне, приходит Ангел Божий. Ангел, обращаясь к Агари, называет её служанкой Сарры. Этим Бог напоминает сбежавшей рабыне, кем она на самом деле является. Её мнимая свобода после бегства от хозяев ничего не значила в глазах Господа. Она по-прежнему осталась рабыней Сарры. Её статус не изменился. Бегством Агарь не решила своей проблемы, а лишь отстранилась от её решения. Явно Агарь надеялась на изменение своего статуса после зачатия ребенка от господина. Но она так и осталась рабыней, и вести себя ей стоило не как второй жене Авраама, а как рабыне.

После приветствия Ангел задал Агари два вопроса: откуда она бежит и куда теперь направляется? Что же ответила Агарь? Она заявила, что бежит от лица своей госпожи Сарры (Быт. 16:8). Это было ответом на первый вопрос Ангела. Что же Агарь ответила на второй вопрос? Ничего! Она не бежала куда-то. Она просто убегала от госпожи. Хотя по направлению бегства видно, что Агарь бежала в Египет, её заботил не Египет, а Сарра. Это так характерно для бегства. Беглец зачастую бежит не в какое-то конкретное место, он просто убегает оттуда, где ему плохо. В некоторых случаях такое поведение вполне оправдано и разумно. Разумно убегать из вражеского плена. Разумно бежать от опасности при пожаре или нападении. Разумно убегать от соблазнов. Но Агарь убегала не от опасности или врагов, она убегала от проблемы, которую сама же и породила. Какой выход из сложившейся ситуации предлагает ей Бог? Вернуться и покориться! Но как же? Госпожа не даёт спокойно жить, а господин закрывает на это глаза! Разве Сарра права в том, что обижается и угнетает бедную рабыню? Разве Сарра не сама инициировала всю эту ситуацию? Разве к беременной женщине не заботу нужно проявлять вместо того, чтобы портить ей нервы? Разве такое может кто-нибудь вынести? Да и где гарантии, что по возвращении Сарра не ожесточится на сбежавшую рабыню пуще прежнего? Однако, вердикт Ангела Божьего однозначен: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей» (Быт. 16:9)! Впрочем, Господь не без сочувствия разговаривает с Агарью. Он видит её печаль и жестокое обращение с ней Сарры. Поэтому Ангел предвозвещает благословение Божье на жизнь ещё нерождённого ребенка. Бог пообещал, что произведет от ребенка Агари большой народ. Также Бог сказал, что у Агари родится мальчик, что было более почетно. Ангел сказал, что его нужно будет назвать Измаилом, что означает «Бог слышит». В этом Бог показал беглянке Своё сострадание и милосердие. Да и сравнение с диким ослом в древнесемитской культуре считалось почетным. На ослах часто ездили состоятельные люди. Соломон на свою коронацию в Гионе поехал верхом на осле (3Цар. 1:33-34). Иисус также въезжал в Иерусалим на осле. Услышав эти слова, Агарь вернулась к госпоже и родила сына. Авраам назвал ребенка Измаилом по слову Господа.

Итак, Агарь возгордилась, забеременев от господина, и стала вести себя высокомерно. В результате возник конфликт, из-за которого она сбежала от госпожи. Ангел вразумил беглянку, и она вернулась к Сарре и родила сына. Кажется, всё закончилось. Проблема исчерпана. Но нет! Спустя годы в семье Авраама снова возникает конфликт. На этот раз неразумное поведение демонстрирует подросток Измаил. Что же он делал? Он насмехался над своим маленьким братом Исааком (Быт. 21:9). Почему же Измаил ведет себя так высокомерно по отношению к сыну Авраама? Яблоко от яблони не далеко падает. Измаил, вероятно, научился такому отношению у своей матери Агари. Как некогда Агарь вела себя вызывающе по отношению к своей госпоже, так и Измаил ведет себя высокомерно по отношению к брату. Какой вывод можно из этого сделать? Агарь вернулась к своей госпоже после встречи с Ангелом, но от сердца не покорилась своей госпоже, т.е. не до конца выполнила Божье повеление. Каков результат? Снова Агарь в пустыне, только на этот раз с сыном и уже без воды (Быт. 21:14-16). Авраам отпустил Агарь с Измаилом в свободное плавание. Путь потерян, воды больше нет, что делать дальше непонятно. Агарь в отчаянии. Она оставила сына в одном месте, а сама отошла в сторону и стала рыдать. Она подняла вопль. Вероятно, она взывала о помощи к Богу, проявившему некогда к ней милость. Что же произошло? Ангел с неба снова заговорил с Агарью, но Писание дважды подчеркивает, что Бог ответил не на её молитву, а на молитву её сына Измаила (Быт. 21:17). В этом можно увидеть неодобрение поведения Агари со стороны Бога. Агарь не проявила покорности, неправильно воспитывала сына, не поверила данным ей некогда Божьим обещаниям о благословении Измаила. Тем не менее, Бог показал им воду и сохранил жизнь. Измаил вырос, создал семью и вырастил двенадцать сыновей. Бог исполнил Свои обещания об этом сыне Авраама. Но какой итог можно подвести в этой истории? Агарь из-за своего эгоизма и высокомерия лишилась хороших условий жизни, которые имела в шатрах Авраама, и прожила остаток жизни в пустыне. Измаил лишился части наследства Авраама, на которую мог бы претендовать. Он своим луком теперь должен был добывать себе и своей матери в пустыне пропитание. Печальный итог.

Царь Соломон писал: «Нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). Прошли столетия, но люди совершают прежние ошибки и попадают в схожие ситуации. Наверное, почти каждый человек хоть раз в жизни, оказавшись в конфликтной ситуации, хотел бросить свою работу и устроиться в другую компанию. Семейные конфликты тоже отнюдь не редкость. Что делать? Можно развестись и начать всё сначала с другим человеком, можно уволиться, сменить профессию, найти себе других друзей, уехать в другой город или даже страну. Можно бежать от проблем снова и снова. Но это ничего не решит. Люди, расторгшие брак однажды, так же легко потом разводятся и во второй, и в третий раз. Меняя одного работодателя за другим, работник только портит свою профессиональную репутацию. Новые друзья редко оказываются лучше прежних. Кроме того, такие действия не созидают и зачастую являются греховными. Можно обижаться на близких, на начальство, на представителей власти, на друзей… Можно убеждать себя, что это именно они виноваты в сложившейся ситуации. Но, подобно Агари, нередко мы сами виноваты в конфликтах и жизненных проблемах. Мы пожинаем то, что посеяли своими нездоровыми амбициями, самолюбием, нетерпеливостью. А Бог по-прежнему учит нас быть в мире со всеми, если возможно с нашей стороны (Рим. 12:18), искать не своей только пользы (Фил. 2:4), не мечтать о себе (Рим. 12:16) и любить даже врагов (Мф. 5:44-46). Вместо того, чтобы обижаться и винить других в своих несчастьях, лучше помириться. «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Пр. 25:15), — учит нас мудрость. Убежать легче, но исправить ситуацию — правильнее. Бог не призывает нас к легкой жизни, Он призывает нас к праведности.

Похожие статьи

Comments are closed.