Возникновение баптизма, Хохлов Игорь, интервью

Мы вместе со студентами Магистратуры и студентами Очной формы обучения на этой неделе прошли курс «Возникновение баптизма». Это курс впервые проходил в нашей Семинарии. Я первый раз преподавал этот материал.
Курс посвящён теме возникновения баптизма, но не в нашей стране, а вообще как мирового движения, появившегося впервые в XVII веке. Мы подробно обсуждали предпосылки, исторический фон, обстоятельства, при которых возникли первые баптистские общины. Также мы делали обзор событий, связанных с Реформацией, рассматривали церкви и движения, предшествовавшие возникновению баптизма.

Баптисты исповедуют общие протестантские идеи, известные нам как «Пять Соло»: только Писание, только Вера, только Благодать, только Христос, только Богу слава! Но в то же самое время баптизм принял различные элементы от других движений. К примеру, баптисты исповедуют учение о крещении по вере и отказ от детокрещения. Это учение баптизм принял от анабаптистов, а их основные протестантские церкви, такие как лютеране и реформаты, не признавали и даже подвергали гонениям. Также мы видим связь баптистов с церквями индепендентов. Это движение появилось в Англии и стремилось к выходу из среды официальной англиканской церкви. Оно также было против вмешательства государства в дела церкви в вопросах веры. Таким образом, баптисты отчасти стали преемниками некоторых протестантских идей, а также имеют и свои отличия, как в богословии, так и в церковной практике.

Для того чтобы братья могли лучше понять истоки возникновения баптизма, какие-то его идеи, богословие и практику, нам пришлось обратиться к широкому спектру вопросов. Мы рассмотрели некоторые темы, связанные с общей мировой историей, как некие внешние факторы, а также коснулись различных вопросов богословия, ознакомились с различными вероисповеданиями, с практикой первых баптистов. Ещё мы обратили наше внимание на ключевые исторические личности периода, изучаемого нами, на их жизнь и учение. Мы рассмотрели широкий круг вопросов, использовали комплексный подход, чтобы наиболее полнее понять историю возникновения баптизма.

Поскольку наш курс имеет узкую специализацию, мы не рассматривали историю баптизма в целом, а лишь его появление, поэтому нас более интересовали существовавшие в XVII веке церкви. Но при этом мы отвлекались на вопросы, связанные и с современным баптизмом. Братьев это очень интересовало. Мы старались понять, в чём мы похожи, в чем отличаемся от первых баптистов, какие произошли изменения. Однозначно существует взаимосвязь между первыми баптистами и современными. Есть много параллелей, побуждающих нас оценивать своё положение и делать соответствующие выводы.

Важно ли нам сохранять свою баптистскую идентичность? Ещё в начале курса я задал братьям вопрос о том, зачем нам изучать историю возникновения баптиста, зачем нам говорить о событиях, происходивших 400 лет назад? Мы разговаривали о нашей баптистской идентичности. Это действительно важно для лучшего понимания самих себя, для лучшего осмысления нашего богословия, нашей практики и традиций. Мы должны учитывать ошибки прошлого. Учиться положительному опыту пионеров баптизма, подражать им и вдохновляться их примером. Ещё это помогает нам отвечать на вопросы, звучащие со стороны критиков, тех, кто не знает баптизма. Очень часто в нашей российской среде, в СМИ можно увидеть, что баптистов смешивают с разными движениями, в том числе и с не библейскими. Баптистов могут ставить в один ряд с иеговистами и с похожими на них. Поэтому нам самим важно знать, кто мы такие, откуда мы произошли, какие идеи мы исповедуем. Это позволяет нам не смущаться и не пугаться этого названия, а наоборот видеть ценность и значимость, почему мы зовёмся баптистами, а не просто христианами или кем-то ещё


Похожие статьи

Comments are closed.