Мудрость, подтверждённая на деле, Иак. 3:13-18, Синяков Олег

Иудеи первого века были склонны не только к учительству, но и к тому, чтобы считать себя мудрыми. Эта черта встречается как у иудеев, так и у многих других народов. В современном мире считается нормой иметь уверенность в своих умственных способностях, в своей правоте, в избранном образе жизни, в своём выборе и т.д. Иаков решил и в этом вопросе показать различие между путём лжи(3:14-15) и путём истины(3:17-18). В тексте в центре хиазма (ст.3:16) стоит опорная истина, указывающая на корень проблемы – «зависть и сварливость». Человеку кажется, что он умён, но на самом деле им руководят внутренние амбиции, а не Писание. Поэтому это наставления Иаков начинает с риторического вопроса: «Мудр ли и разумен кто из вас?» Скорее всего, читатели послания в сердце говорили себе: «У меня есть мудрость и разум». Однако Иаков спешит охладить их пыл, призывая доказать свою мудрость на деле, причём на деле не в одном или нескольких поступках, а в постоянном поведении. Мудрость такого человека должна характеризоваться кротостью, т.е. ясным пониманием своей незначительности перед Богом, отсутствием превозношения над другими людьми, отказом от претензий на значимость, проявлением мягкости. И действительно, если бы у нас было побольше истинно мудрых людей, то у нас было бы меньше проблем в семьях и в церквах. Иаков противопоставляет два вида мудрости в надежде, что его подопечные верно оценят себя и обратятся от ложной мудрости к истинной. Итак, рассмотрим подробно эти два вида мудрости.

Ложная мудрость, Иак. 3:14-16.

Кроткой мудрости противопоставляются «зависть и сварливость». «Зависть» это страстное желание иметь то, что имеют другие или даже что-то лучшее. Под словом «сварливость» в данном случае подразумевается состояние, когда человеком руководят эгоистические амбиции, т.е. страстное желание исполнения своих планов и желаний. Как и в 1:14-15 Иаков видит источником такой «мудрости» сердце человека. Такие люди могут использовать свой ум, поступать хитро. Это производит некий эффект, приносит успех, что на первый взгляд кажется мудростью, однако Иаков подобную похвальбу такими достижениями называет ложью на истину. Далее он не скупится на эпитеты, отзываясь о такой «мудрости». Она не от Бога, не с небес, а мы знаем, что именно Господь является источником мудрости. Но когда «мудрое» поведение человека основано на его зависти, ревности и амбициях, то это не Богом дарованная человеку мудрость. Такая мудрость земная, она от душевных людей, от незнающих Бога, а в конечном счёте она от бесов. Иисус говорил, что отец лжи – дьявол (Иоан. 8:44). Вот почему Иаков смело заявляет, что человеческая хитрость имеет своим источником сатану, а не Бога. И плоды такой «мудрости» не заставляют себя долго ждать – «там неустройство и все худое». Другими словами, все это  нравственный беспорядок, всякие злые слова и дела. Человек, действующий с такой «мудростью», может думать, что он делает все по Писанию, как, например,  фарисеи, однако, имея в сердце неверную мотивацию, он приносит в свою семью и в церковь проблемы.

Истинная мудрость, Иак. 3:17-18.

Истинная мудрость сходит свыше, а это возвращает нас к 1:16-18. Рождённый от Бога человек просвещается божественной мудростью Евангелия и далее таковой способен на то, о чем сказано в 1:19, расти в божественной мудрости посредством Слова. Именно благодаря тому, что истинная мудрость сходит свыше, сопровождается действием Духа Божьего и заключена в Слове, она имеет перечисленные Иаковом характеристики.

Она «чиста», что соответствует нравственной и церемониальной святости предмета или субъекта, приближающегося к Богу. Иаков называет эту характеристику первой, а все остальные следуют за ней. Чистота или святость – это основа истинной мудрости, она соответствует утверждению Соломона, что начало мудрости – страх Господень.

Она «мирна» и это говорит о том, что истинная мудрость стремится к миру, а человек, проявляющий мудрость свыше, будет созидать отношения, а не разрушать.

Слово «скромна» несёт идею, что человек, имея права на учтивое и уважительное отношение к себе со стороны других, не настаивает на них. Он ведёт себя скромно, порой закрывая глаза на то, как другие не воздают ему должного уважения.

Она «послушлива» и здесь имеется в виду её гибкость при необходимости, но одновременно с сохранением чистоты. То есть речь идёт о том, что истинная мудрость готова к переговорам, к сотрудничеству, к уступкам, к непринципиальным компромиссам.

Она «полна милосердия». Мудрый свыше человек проявляет милость к окружающим, даже в том случае, когда они этого недостойны. Причём эта милость не только в сердце или на словах, она имеет много «добрых плодов», как результат своего проявления, выраженного в конкретных добрых поступках.

Она «беспристрастна» и здесь подчёркивается мысль об объективности суждений мудрого человека. Причём эти объективные суждения не изменяются под воздействием чего либо, кроме истины и реальных фактов.

Она «нелицемерна», а этот термин подразумевает прямоту, искренность, отсутствие притворства. Ст.3:18 можно дословно перевести так: «Плод же праведности мирной сеется творящими мир». В противовес зависти и амбициозности, приносящими беспорядки и всякое зло, истинная мудрость, исходящая из возрождённого и праведного сердца, производит мир. Такова разница между двумя видами мудрости. Говоря в общем, она заключается в нравственно-моральном векторе. Мудрость мирская руководствуется человеческим «я», а исходящая свыше мудрость направляется Божьей святостью. Услышав об этом, каждый человек должен заглянуть в своё сердце и посмотреть на свои плоды. Если обнаружится ложная мудрость, то надежда ещё есть. Она заключается в том, что Бог может возродить человека. Если же человек уже возрождён, то Бог может научить такого человека истинной мудрости посредством Писания.

Похожие статьи

Comments are closed.